Лучшее за неделю
Катя Михайлова
26 апреля 2023 г., 18:34

Франчайзинг против интернета. Какой путь развития собственного бизнеса выбрать?

Татьяна Демидова, генеральный директор франчайзинговой сети Персона
Читать на сайте

Стать предпринимателем сегодня может каждый. На YouTube выкладывают тонны видеоконтента,  посвященного открытию и ведению бизнеса. Однако есть и другой  способ выхода на рынок, который многие упускают из внимания – покупка франшизы. Разберемся, что эффективнее: бесплатные уроки для начинающих предпринимателей на Youtube или готовый опыт франчайзера

Татьяна Демидова

Что такое франчайзинг и зачем он нужен

Можно привести массу умных определений из энциклопедий, популярных статей, законодательных актов (к слову – в российском законодательстве до сих пор отсутствует понятие франчайзинга), но давайте попытаемся объяснить простыми словами.

Франчайзинг – это взаимовыгодные партнерские отношения, которые начинаются с купли-продажи франшизы. Франчайзер –  владелец бренда и бизнес-модели, права на использование которых он может передавать на тех или иных условиях. Франчайзи – покупатель, которым может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. Франчайзи покупает право (франшизу) распространять продукцию или оказывать услуги под брендом франчайзера, а также использовать созданные в рамках этой франшизы управленческие системы и бизнес-технологии.

Расширение за счет франшиз сокращает вложения и риски франчайзера, приносит известность бренду и увеличивает прибыль. Франчайзи, в свою очередь, получает поставщиков и контрагентов, рекламу и готовый бизнес-план. С другой стороны – франчайзер, предоставляя возможность работать под своим брендом,  должен иметь устойчивое намерение не только получать с продажи франшиз прибыль, но и развивать свои сервисы для партнера и заботиться о его доходах и развитии. В этом случае у франшизы больше шансов положительно влиять на развитие бренда. Но увы, не все франчайзеры готовы брать на себя такую ответственность. Ведь для этого у них должны быть подходящие компетенции. Поэтому к выбору франшизы для покупки стоит подходить с умом.

История франчайзинга. Об испанской королеве, швейных машинках и общепите

Как и когда появился франчайзинг, точно не известно. Мнения расходятся. Кто-то скажет, что первую «франшизу» получил Христофор Колумб, когда испанская королева Изабелла I Кастильская в XVI веке отправила его развивать торговлю с Новым светом. Кто-то ответит, что средневековая франшиза была у британских подданных, которым короли от лица короны разрешали использовать особые места для торговли, а также осуществлять сбор налогов на определенных территориях.

Самой близкой к современному франчайзингу считают схему продаж и обслуживания швейных машин Исаака Зингера. Еще в далеком 1851 году его компания Singer Sewing Machine Company заключала с дистрибьюторами своего товара договор на передачу франшизы, по которому им передавались права на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.

Активное развитие франчайзинга в США в привычном для нас виде пришлось на вторую половину ХХ века – после того, как в 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald's System, Inc. Именно эта компания впервые передала вместе с франшизой и целую систему ведения бизнеса – что является основой франчайзинга в современном виде.

В России франчайзинг широкое распространение получил в конце 1990-х – начале 2000-х. В это время наряду с франшизами известных западных брендов на рынок вышли и отечественные в самых разных отраслях: быстрого питания, IT-технологий, розничных продаж и бьюти-индустрии. К примеру, 1С, X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток») и так далее.

Одним из пионеров этого движения стала сеть имидж-лабораторий ПЕРСОНА ™, основанная в 1994 году. Сегодня она занимает лидирующие позиции на рынке как по качеству оказываемых услуг, так и по количеству франчайзи – их у нее более 110.

По данным анализа BUSINESSTAT,   в 2023 году в нашей стране работает более 3 тысяч франшиз в более чем сорока отраслях. В 2017-2021 количество точек франчайзи увеличилось на треть: с 204 тыс. до 271 тыс. Появилось множество новых направлений в таких сферах как IT-технологии, реклама и маркетинг, доставка и пункты выдачи заказов. Ожидается, что в 2023-2026 гг. темпы роста достигнут уровня 3-8% в год. Рынок будет расти по мере замещения западных франшиз и развития более гибких моделей франчайзинга и государственных программ поддержки предпринимательства. 

Интернет-гуру против франшизы. Преимущества проверенной бизнес-модели

В эпоху повсеместного распространения бесплатного видеоконтента и онлайн-уроков расцвело инфоцыганство. Это вид мошенничества: некий гуру из интернета продает путь к успешной жизни за деньги, хотя на практике он бесполезен, а внесенную оплату недовольным ученикам не возвращают. 

Однако есть и второй вид интернет-гуру – те, кто бескорыстно делятся своей историей и советами. Такие умеют учить, лечить, играть в футбол, правильно вкладывать/тратить деньги – и, наконец – та-да-да-дам – управлять любым бизнесом. Этими поистине сакральными знаниями они готовы поделиться буквально со всеми окружающими. Через разговоры на диване и на лавочке в сквере, социальные сети и, конечно же, YouTube – лидирующую видеоплатформу мира.

Неопытные бизнесмены (а бизнесвумен, в первую очередь, конечно), подумывая об открытии собственного бизнеса, в поисках наставлений и понятных схем просматривают множество уроков, лекций, курсов и прочих форматов обучающего видеоконтента. Экономия времени – главный стимул для его просмотра. Как правило, информация уже отобрана и систематизирована, и остается только впитывать краткие выводы и ровные столбцы обобщающих таблиц. Казалось бы, это легкий путь к получению знаний.

Среди YouTube-блогеров, конечно же, могут найтись настоящие профессионалы из разных сфер деятельности, из бизнеса в том числе. Но их не так много, а количество халтурщиков зашкаливает. К тому же, проверить действенность советов из видео можно только на личном опыте – и велика вероятность отсутствия результата. То же самое касается отобранной блогером информации: правдива ли она, как это узнать?

Бессистемность бесплатного видеоконтента зачастую не экономит, а отнимает время. Он обрывочен, не составляет комплексного понимания, не предлагает конкретного вектора развития. Платные онлайн-курсы дают краткие и обобщенные выкладки, но отпугивают людей из-за цены и отсутствия гарантий: может быть, у вас получится, а может быть, и нет. То есть даже платный курс не предоставит готовой и надежной бизнес-модели.

Зато это может сделать франшиза.  Вы приобретете не только право на торговлю или оказание услуг под известным брендом, но и поддержку материнской компании. А у нее уже есть проверенные алгоритмы работы. 

7 причин, почему франшиза, а не YouTube

✔ Главная ценность в системе! А еще в ответах на вопросы, которые из-за отсутствия опыта вы еще не успели сформулировать. Преимущества франшизы – это выигрыш в сроках и результатах. Купил, набрал побольше воздуха в грудь, отработал – начал применять, получать результат.

✔ Получение доступа к базе знаний франчайзера. Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкции» – стандарты и кейсы по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.

✔ Снижение рисков. Работая по франшизе, вы не только становитесь частью сообщества, не остаетесь наедине с возникающими вопросами и проблемами, но и можете решать их на основе опыта франчайзера и других партнеров сети ("материнской" компании и других "членов семьи").

✔ Надежные (проверенные) поставщики продукции для ведения вашего бизнеса с корпоративной системой скидок и бонусов. Франчайзинговые сети для компаний-поставщиков – гарантированный объем товарооборота (сбыта), поэтому партнеры — франчайзи — имеют самые лучшие коммерческие условия на рынке и множество дополнительных преференций.

✔ Круг лояльных к известному и востребованному бренду потребителей, обеспечивающих комфортный и более быстрый выход на рынок.

✔ Возможность ознакомиться с бизнесом до инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения франчайзера и его действующих франчайзи, как собственных, так и партнерских.

✔Вы – владелец собственного бизнеса, экономически и юридически обладаете самостоятельностью и несете собственную ответственность, несмотря на контроль и определенные ограничения со стороны франчайзера. 

Интернет крадет деньги и время и не дает никаких гарантий. Поэтому я абсолютно точно убеждена, что франшиза — это все-таки самый короткий и наименее тернистый путь к прибыли и успеху при ограниченных инвестициях (относительно небольших вложениях). Конечно, обычно франшизы не приносят сверхприбыли. Но ведь не требуется и сверхусилий для открытия и ведения бизнеса. 

Так что – каждый выбирает для себя.

Обсудить на сайте