В постели с врагом
В кабинет вошла молодая женщина. Опущенные уголки губ на бледном лице придавали ей сходство с Пьеро. Она робко села на краешек кресла и внезапно разрыдалась. Я протянула ей салфетки и стакан воды. Понемногу Ольга, так звали клиентку, стала приходить в себя и начала свой рассказ.
Муж наказывает за малейшую провинность молчанием, лишением секса.
Как-то раз Ольга опоздала на десять минут на встречу с ним. Они должны были вместе отправиться к её друзьям. В гостях Сергей весь вечер сокрушался ненадёжностью жены.
Друзья защищали Ольгу, как могли. Сергей же поднял тост: «Выпьем за то, чтобы жёны не сделали нас подкаблучниками!». Друзья не поддержали злую шутку мужа подруги.
- Часто он самоутверждается за ваш счет? – спросила я.
Ольга вздрогнула от точного попадания вопроса, всхлипнула.
- Да…
Муж не простил публичного унижения. Перестал замечать жену во всех смыслах. На робкие попытки помириться, загладить чувство вины не реагировал. Ольга не выдержала, полезла выяснять отношения, цитируя кого-то, что «молчание – самое жестокое наказание». А Сергей ушёл к маме, хлопнув дверью. Благо свекровь жила через дорогу.
Первые месяцы Ольга плакала. Потом как будто бы заморозилась. По совету подруги решила обратиться к психотерапевту.
Случай был сложный, поскольку психика женщины подвижная. Ольга воспитывалась только мамой. Замужество для неё было пределом мечтаний. Женщина очевидно склонна к со-зависимым отношениям. Нарциссы безошибочно вычисляют такие хрупкие, нежные создания.
Через год после свадьбы клиентка забеременела. На маленьком сроке, когда она ещё не знала о беременности, произошёл несчастный случай. Деспотичный начальник отчитал женщину в присутствии коллег. Пришлось остаться после работы, чтобы исправить допущенные в отчете ошибки. По дороге домой она продолжала прокручивать обидные слова начальника, а перед глазами стояли ехидные улыбки сотрудниц отдела.
Ольга не заметила курьера на электросамокате. Падение вызвало кровотечение. Женщина позвонила Сергею, но он не приехал с дачи, так как выпил пива и посоветовал вызвать скорую. Врачи в больнице сделали чистку, особо не заморачиваясь спасением эмбриона, и выписали Ольгу через день домой.
Сергей обвинил жену в том, что она сделала аборт, потому что ребёнка нагуляла. От такого чудовищного обвинения Ольга потеряла дар речи и не смогла защитить свою честь. Вместо слов поддержки и сочувствия муж буквально раздавил её психологически.
Больше забеременеть она не смогла.
- Почему вы не ушли от него после этого случая?
- Потому что считала себя виноватой и надеялась, что все устроиться.
Мне было ясно, что её муж – злокачественный нарцисс. Нарциссы обычно выстраивают отношения по принципу «будь таким, как я хочу, а иначе ты мне не нужен».
Окружающие для них – лишь зеркала, отражающие грандиозное Я. Если другой, не подпитывает ложную Я-концепцию, то подлежит как минимум психологическому уничтожению.
Основы нарциссического характера закладываются в дошкольном возрасте. Согласно теории развития Фрейда, принцип удовольствия у ребёнка должен замениться с возрастом принципом реальности. Это замещение происходит под влиянием материнского объекта.
Нарциссический ребёнок бессознательно уничтожает материнский объект, заменяя его Я. Повзрослевший нарцисс продолжает «уничтожать» тех, кто не даёт подпитки этому «идеальному» Я.
В завершении сессии Ольга заметно повеселела. Мне удалось её убедить, что в разрыве виноват нарциссический характер Сергея. Факты, не укладывающиеся в его картину мира, вызывают отвращение, как и было в ситуации с кровотечением.
Муж обвинил её в измене из-за чувства вины и стыда столь свойственных нарциссам.