Лучше прямых бровей есть только курносые носы (об Иране)
О внешности
Иран занимает первое место в мире по ринопластике, что отражает, пожалуй, самый любопытный тренд во внешности современных иранских женщин. Да-да, местные девушки предпочитают курносые или прямые носы своим собственным — более выдающимся. После операции иранки до полугода ходят с заклеенными (похоже на лейкопластырь прилепленный на горбинку носа) носами, что помимо следования моде, говорит об их финансовом благополучии и высоком статусе. Эта тенденция немного напоминает мне ношение брекетов (кто не знает — маленькие пластинки на зубах с натянутой между ними металлической проволокой для исправления прикуса). Их сложно скрывать от окружающих и для многих, помимо внешнего вида и здоровья, это означает «круто», ведь не каждый человек в течение длительного времени может позволить себе посещение ортодонта в дорогих московских и не московских клиниках… Помимо ринопластики у местных женщин есть еще одна интересная особенность. Иранки предпочитают не корректировать свои собственные брови, а полностью их выщипывать и делать био-татуаж хной на новом месте. Так что будьте готовы в Иране часто сталкиваться с идеально ровными, прямыми, плавно сужающимися к своим кончикам женскими бровями.
Следующим элементом иранского декора является форма губ. Иранкам нравятся четко прорисованные, далеко выходящие за пределы собственного контура губы, щедро сдобренные яркой помадой. Местным мужчинам, как они утверждают, это не нравится — естественно, что выглядит неестественно, но заприметив на улице во всех смыслах яркую красавицу, сворачивают в её сторону голову (а про себя, конечно, думают — фу, как мне не нравится)... Мужчины-иранцы в украшательстве себе также не отказывают: высокие, приподнятые прически, состриженные бока, регулярное пользование феном и гелем, усы – вразлёт, аккуратная борода.
Связана ли вся эта яркость на лицах с тем, что после исламской революции в Иране действует жесткий дресс-код и женщины обязаны ходить в закрытой, темной одежде, но при этом хочется самовыражения, украшательства — не знаю. Возможно, что в бывшей светской стране (до 1979 года) людям подсознательно хочется чем-то компенсировать нормы шариата и почему бы не сделать это с помощью прямых носов и бровей.
К слову о внешнем виде, вероятно, в связи с тем, что на фоне местных женщин я выглядела бледной молью в яркой одежде, то вызывала, правда преимущественно у женского пола, неподдельный интерес (размер интереса в Иране примерно такой же, как в Индии и Китае). Иранцы рассматривают, улыбаются, здороваются, из открытых окон машин вылезают головы и смотрят вслед, ну и традиционно просят сфотографироваться. Так что, кому хочется почувствовать себя фотомоделью — добро пожаловать в вышеперечисленные страны, там с вас не будут спускать объективы фотокамер.
О менталитете
Таароф — важнейшая культурная особенность Ирана, которая выражается в традиции вежливого общения между людьми. Это означает, что прежде чем иранец примет что-то от другого человека, договорится о реальной сделке (неважно о чем) он два-три раза, в зависимости от ситуации, обязан либо сказать, что отказывается от денег, либо предложить что-то в ответ, либо сделать вид, что готов решить вопрос исключительно в пользу своего партнера, в ущерб самому себе и т.д. В качестве примера приведу сцену из фильма «Такси» Джафара Панахи, получившего за него «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале. По сюжету таксист, которого играет сам кинорежиссер, бесплатно развозит пассажиров и снимает с помощью видеорегистратора сюжеты для своего фильма. Одним из пассажиров оказывается продавец дисков с запрещенными после исламской революции в Иране западными фильмами. Такси подъезжает к дому клиента, выходит хозяин дома и после приветствия говорит кинорежиссеру: «Заходите домой, пожалуйста, поднимайтесь!» (один раз), в ответ Джафар отвечает: «Нет, спасибо». Идет диалог, затем продолжение таарофа: «Мне так неудобно, что Вы не зашли» (второй раз). Режиссер в ответ: «Да нет, все нормально». Ну и, наконец, хозяин дома повторяет: «Может все-таки зайдете?» (третий раз). Кинорежиссер также вежливо отказывается. То есть хозяин дома и не предполагает, что к нему в дом поднимутся посторонние люди и будут пить с ним чай, нет. Это просто форма общения. Одни должны предложить, другие — отказаться, три раза!
К слову о такси, в Иране оно также имеет свою особенность. Обычно автомобили курсируют по определенному маршруту — от одной точки города до другой, в одной машине вместе могут ехать четыре человека (подсаживаясь и выходя в процессе поездки). Таким образом, такси — это чаще всего маршрутка на троих/четверых, поэтому цены — невысоки. Если Вы хотите ехать один, то это будет называться «закрытая дверь» и об этом нужно сказать таксисту, тогда никто не будет к Вам подсаживаться, но и цена, конечно, возрастет в четыре раза.
Еще одно свойство иранского менталитета: местные жители — безгранично гостеприимны и это замечают абсолютно все приехавшие в эту страну. Иранцы не просто вежливы и доброжелательны, они готовы сделать все возможное для первого встречного иностранца. Местные отпросятся с работы, чтобы показать город, купят за свой счет билет в музей, проводят или отвезут туда, куда вам нужно и т.д. И, конечно, будут здороваться на улице, говорить Вам: «добро пожаловать в Иран», пытаться что-то подсказать и высказать свою точку зрения.
Примечательная история произошла со знакомым знакомого, когда тот прилетел в Тегеран с велосипедом, чтобы проехать на нем часть страны. Когда иностранец начал свой путь, то выяснилось, что иранцы настолько гостеприимны, что постоянно его останавливали и предлагали довезти (а велосипед забросить на крышу автомобиля), предлагали ночлег у себя дома, предлагали еду, привозили еду. «Я столько не ем, сколько они мне предлагали» — жаловался после своей поездки иностранец. В итоге он преодолел лишь часть запланированного маршрута. Второй случай произошел в Персеполе. Втроем, я, гид и еще один турист, вышли из автомобиля и направились к древнему городу. Через пять минут к нам на велосипеде подъехал мальчишка и передал нашему гиду его мобильный телефон — просто тот забыл его в машине и шофер попросил незнакомого мальчишку передать его «воон тем иностранцам». Третий случай произошел в иранской столице. Одному иностранцу потребовалась аптека и на улице он обратился к местному жителю, который был на велосипеде, с просьбой показать направление. В ответ иранец указал путь, выяснилось, что аптека находится в двух километрах, и ни секунды не сомневаясь отдал свой велосипед иностранцу, чтобы тот мог быстро
И, наконец, третья черта иранцев, о которой мне рассказывали, хотя лично я с ней не сталкивалась — это их национальное самосознание. Персы — великая нация и точка. Они воспринимают себя только так и непременно дадут вам об этом знать в разговоре при более близком знакомстве. И не дай бог сравнивать их с арабами, ставя между ними знак равенства. Хотя персидское самомнение и самосознание — небезосновательно. Иран имеет многовековую историю побед и достижений, персидская империя при ахеменидах занимала три четверти «всей известной территории суши» (от реки Инд до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила до Закавказья на севере), самый знаменитый император Кир II Великий именовал себя императором четырех сторон. В Иране находится множество охраняемых культурных и религиозных памятников не только исламского периода, но и античных, зороастрийских и христианских храмов. В Хамадане похоронен Авиценна, в Ширазе читал свои прекрасные газели (стихи) Хафиз Ширази. Здесь находятся старейшие в мире ветряные мельницы, в свое время изобрели почту и впервые начали играть в конное поло (которое позже перекочевало в Индию, а затем — в Англию). На иранском флаге изображен тюльпан — его окультуриванием также впервые занялись в Персии. И наконец, на сладкое, в Ширазе в 5 веке до н.э. придумали фалюде — первое в мире мороженное… Не все же вам про американское самосознание.
Продолжение иранских историй следует.