Кофе с печеньем 2
Продолжение истории о комбинированной аддикции (кофеин, сахар, жир) Романа С.
Интересно, если у человека зависимость от кофеина, и из-за этого он плохо спит, у него повышенная нервозность и скачет давление, скажет ли кто-нибудь, что все это от неудовлетворенности жизнью, психологических травм в детстве или от стресса? Скорее всего, скажут, мол, снизь-ка количество чашек или пей тот, что без кофеина.
Но что касается зависимости от сладостей или других переработанных высококалорийных продуктов, то люди сразу ищут причину не в химическом воздействии на мозг концентрированных, не естественных для нашего вида, источников калорий, а в причинах извне.
Напомню реакцию друзей Романа С, когда он пожаловался друзьям на возможную зависимость от кофе (с сахаром и сливками) и печеньем. "Один друг сразу заявил, что кофе с печеньем вообще ни при чем и воскликнул: «Не надо демонизировать еду!» Роман, по его мнению, гасит сладостями неудовлетворенность жизнью. Возможно, ему давно нужно найти другую работу, где он сможет проявить свои таланты. Второй друг согласился с первым, и добавил, что виной этому может быть стресс. Спорт отлично снимает стресс – с тех пор, как сам он ходит в бассейн, у него нормализовался сон и ушли лишние килограммы. Третий сказал, что это все из-за того, что Роман лишил себя вожделенного удовольствия – если бы он продолжал пить кофе и есть печенье, как прежде, ограничив калории за счет чего-то другого, все бы было нормально".
Нельзя сказать, что советы, которые Роман получил от друзей так уж плохи. Мало того, они почти универсальны.
Совет – найти новую работу, где он смог бы проявить свои таланты.
Мало кто из нас полагает, что ему на работе переплачивают и он недостоин занимать эту должность. Наоборот – почти каждый знает наверняка, что способен на большее и на работе его недооценивают. И этот «почти каждый», скорее всего, прав. Мы способны на большее, но у нас не те: время, место и обстоятельства.
Хорошо бы Роману так увлечься на новой работе, чтобы вообще забыть о кофе со сливками, сахаром и печеньем. Но где гарантия, что на новой работе не будет кофе-машины для сотрудников и корзинки с выпечкой в кафетерии? Мог бы Роман забыть о кофе с печеньем, но кто ж ему даст?
Особое замечание по поводу восклицания друга 1: «Не надо демонизировать еду!»
Когда человек заявляет, что бросил пить или курить, ему говорят – молодец. А если он сообщает, что отказался от сладостей, говорят: «Ты что, с ума сошел? Немножко можно». С этим согласен эксперт в пищевой зависимости Дэвид Уисс :«Как только ты произносишь слова «сахарная зависимость», тебя воспринимают, как силу зла. А как только ты говоришь: «Немножко можно» или «не демонизируйте еду», как люди сразу успокаиваются и согласно кивают.
Еду никто не демонизирует.
Напитки можно разделить на алкогольные и безалкогольные. И еду – на аддиктивную и нет. Аддиктивной ее делает переработка.
Продукт, состоящий из жира, сахара и белой муки, – это не еда. Производители выделяют из цельных продуктов концентрированные субстанции (сахар, жир – источник калорий) и манипулируют их количеством при создании новых продуктовых изделий, добавляя усилители вкуса. Чем быстрее субстанция достигает зоны удовольствия в мозгу, тем она аддиктивнее. Это относится и к белой, очищенной от отрубной оболочки и зародыша, муке. Во многих продуктах (выпечка, мороженое, пирожное, конфеты) концентрация жира и сахара – неестественно высока (для нашего вида) – комбинация субстанций оказывает на многих наркотическое воздействие. Подробнee об этом – в моей книге «Человек поедающий».
Так что правильнее назвать это «зависимостью от пищевых или пищеподобных субстанций» или, как называет их Марион Нестле, профессор Нью-Йоркского университета, "food like objects" (пищеподобных объектов). Вот! Зависимость от пищеподобных объектов, сокращенно ЗПО.
Совет друга 2. «Надо снизить уровень стресса и все будет в порядке. Спорт помогает».
Если у человека есть семья и работа – стресс неизбежен. Неизменное чувство вины за то, что уделил детям мало внимания или не успел забежать к родителям. Отменил поездку за город, потому что накопилось много домашних дел. Несогласие с начальством. Дорога с работы и на работу. Траффик. Трения между коллегами. Ремонт. Сдача проекта. Нет времени встретиться с друзьями. Да и сил в конце недели осталось только на то, чтобы полежать у телевизора.
И, да, спорт помогает. Движение, особенно на свежем воздухе, даже обычная прогулка – снижает тревогу и улучшает настроение. Да, хорошо бы Роману найти способы снижения стресса, помимо высококалорийных лакомств: хобби, медитация, прогулки, переходящие в пробежки, встречи с приятными людьми. Эти способы -- увы -- не решают проблемы аддикции, однако, они могут облегчить ломку и скрасить жизнь после отказа от пищевых субстанций.
Совет 3.
«Третий друг сказал, что это все из-за того, что Роман лишил себя вожделенного удовольствия -- если бы он продолжал пить кофе и есть печенье, как прежде, но ограничил калории за счет чего-то другого, все бы было нормально".
Хочу привести слова Нью-Йоркского эксперта в лечении расстройств пищевого поведения Молли Кармел: « Если кто-то вам скажет, что вот это – единственный правильный путь, -- бегите от него. Только интутивное питание. Только всего понемножку. Только подсчет калорий. Только спорт. Только слушайте свое тело. Это уже будет неправда. И это вреднейшие заявления».
Нормализация веса и избавление от пищевой зависимости – это ряд последовательных действий или барьеры, через которые приходится перешагивать по очереди. И первый барьер – это правильная подготовка к отказу от пищевых субстанций( подробно о подготовке тоже есть в книге «Человек поедающий»). Об остальных я расскажу в последующих постах.
Но пока хочу остановиться на моменте, который называется «вожделенный момент дня».
Покурить с коллегами, заодно узнать все новости.
Зайти после работы в бар, взять виски, посидеть пол-часа, глядя прямо перед собой – подобную сцену часто можно видеть в кино.
Поздний вечер, дети спят, посуда вымыта. Вы с книгой на диване. Или с чашкой чаю перед телевизором.
У моей знакомой таким моментом была дорога на работу и с работы. Она ехала почти час на метро. Садилась на конечной. Это было единственное время, когда ее никто не трогал – она отдыхала и от семьи, и от работы. Она читала, смотрела в окно, слушала передачи, что-то писала в блокноте, рассматривала пассажиров, пытаясь догадаться, кем они работают и кто ждет их дома. И недоумевала, когда ей советовали найти работу ближе к дому.
У Романа С. – вожделенный момент дня -- это кофе с печеньем, три раза в день, независимо от того, где он находится – дома, на работе или в городе. С этим моментом у Романа связано тройное удовольствие: вкусно, без суеты, да еще и всплеск энергии от кофе и сахара.
Есть ли у вас вожделенный момент дня? Связан ли он с едой?
Продолжение следует.