Можно я не буду антиэйджером?
Какой самый важный вопрос в жизни человека? Это не полезные ископаемые Марса, не мода при дворе Людовика XV, не то, что в этот момент происходит в разных странах мира, и не то, что будет с человечеством через 100 лет, нет. Самый важный вопрос – нужно ли готовиться к смерти и как.
Навскидку, есть три способа. Первый – технологический: я готовлю тело и сознание к некоему сценарию посмертия. Часто важным тут становится «технический» момент смерти, последний миг, последний вздох, на котором время заканчивается, и дата смерти фиксируется наблюдателями, а сам человек отправляется в путь. И важен какой-то период, например, 40 дней. Задача тут – быть в правильном состоянии и соблюдать какую-то важную последовательность, о которой надо позаботиться при жизни
Второй способ… пусть называется благодатным. Исходим из того, что при смерти или после нее происходит как бы выход из всего мирского, остаются некие наши качества, которые мы даже не можем оценить в себе при жизни. И спасение души приходит милостью Божией. В этом случае цель жизни, по преподобному Серафиму Саровскому, это «стяжание Духа Святого». Человек идет по жизни в кротости, вверяя себя в руки Господа. Ну а дальше – сколько душ, столько ювелирных сценариев работы ангелов-хранителей.
Третий способ – финансовый. Заработай, и о тебе позаботятся. Это не смешно, кстати, этот путь любят исторические церкви. Купи индульгенцию, построй храм, назови мечеть своим именем и так далее. По большому счету, эти способы не то чтобы противоречивы.
Но если важна смерть, то важна и старость. А они обе сегодня – жертвы «заговора молчания», и социального, и личного. В обществе нет «поля ума» о старости, хотя она с каждым годом все ближе к каждому из нас.
Я иду в старость. Ну, дай Бог, доживу до нее… Но какая она, реальная, правильная, честная, где ориентиры, подсказки? Я не знаю, что меня ждет. И мне нормально страшно. Но что вижу уже сейчас: мало положительных сценариев старости. Вижу много спрятанной старости, вижу старость как боль и невысказанность, обиды, одиночество, торопливое извиняющееся внимание со стороны более молодых. Привлекательных, внутренне устойчивых и современных образцов женской старости нет, ни в просвещенной культуре, ни в современных медиа.
Примерно с возраста 35 лет я попала в аудиторию рекламных рассылок anti-age. Какое-то время даже не понимала, что они от меня хотят. Потом поняла: они серьезно. Но это же заранее обреченная попытка к бегству! Страшно смотреть на молодящихся старушек. Я не про деятельную старость, не про боди-позитивность и не про уважение к себе – тут вопросов нет. Я про недоразвитую современную эстетику. Для женщины естественно быть красивой, в любом возрасте. Моя бабушка в 80 лет носила шляпки, имела безупречную осанку, хотя она невероятно тяжелую жизнь прошла, говорила: «смерти боятся сытые, те, кто голода не знал, а те, кто знает, что такое голод, боятся не смерти, а голода». И как же она вкусно готовила… И была красивой, доброй и старой. Не было бы этой доброты – не было бы и красоты в старости. Эстетическая медицина тут бессильна. А что сейчас говорят женщинам и молодым, и средних лет, и пожилым, – к какой красоте в старости их готовят?
Вот я говорю: «Я старею, что мне делать»? В ответ добрые люди скажут: «Не думай о грустном. Ты не состаришься никогда. Наука что-то придумает. И вообще, попей витаминки, купи новый крем». А еще есть деятельная старость. Получи еще одно образование. Это о чем, это что советуют, к чему готовят? Это не подготовка к старости, это подготовка к дефектной зрелости! Анти-эйджером быть глупо. Можно я буду не анти-эйджером, а красиво стареющим про-эйджером? Я нормальная женщина, мне хочется выглядеть привлекательно. Но когда работа с душой заменяется борьбой с морщинами — это тупик.
Как христианка я читаю православные тексты о смерти. Авторы, святые отцы, мужчины, их опыт – удивительный, но… практика? Я живу в XXI веке, я женщина, я даже дышу иначе, чем они.
Мы, женщины, дышим грудью, а у мужчин дыхание брюшное, которое, кстати, как считается, более эффективное. И все дыхательные духовные упражнения, – которые про энергию, про «встречу сознания с бессознательным», они как бы унисекс, но по умолчанию – для мужчин. Для женщин это чуточку.. как бы сказать… огрубляет, что ли. Мы, женщины, дышим сердцем. И мне не нравится, куда меня ведет социум своим анти-эйджем и напуганной пустотой. Покажите образец, чтобы к нему идти!
В отличие от мужчин, женщин как-то не учат, кто мы такие. Нас со школьной скамьи подстраивают под мальчиков, учат эффективности, конкурентности. Женская растерянность в обществе большая. Называют это равенством, а мы другие… А если мы ценны не как мужчины, то как кто, или даже как что? В чем женская ценность, например, после климакса? Куда мы стареем, куда идем с каждым десятилетием, в этом заговоре молчания, – в дефектные сексуальные объекты, в бюджетную нагрузку? В чем будет наша ценность, – в том, чтобы мы правильно голосовали?
Чтобы внутренне поднять вопрос о подготовке к своей смерти, если это не «ой, умираю», а на опережение, – требуется вера и смелость, приходящая от веры. В просвещенном обществе торжествует немного слепая позиция, что смерть – это «меня выключили, меня больше нет», батарейка села, кнопка – off, все обнулилось. Удобное вытеснение. А если не факт, что обнулилось? Верующему тут, конечно, легче, потому что у нас есть надежда. Где-то в мемуарах католического священника, не помню имя, кажется, из Прибалтики, прочитала: «..Испытываю колоссальное уважение к атеистам. Я человек верующий, и то – как страшно думать о смерти. Но когда представляю, что же чувствует при мысли о смерти человек неверующий, я кланяюсь ему в ноги!»
Поэтому – да, нужно быть реалистами, понимать ограниченность своего разума и своей жизни, не сдаваться и выходить за рамки человека телесного и физического.
Продолжение разговора об этом и о фотоисследовании «Внутренний Свет 75+», которое проводит «Служба Среда», до 15 мая во второй колонке.
Подробнее о фотоисследовании "Внутренний Свет 75+" можно узнать по ссылке. Присоединяйтесь!