Умом не понять. Почему в России любят лечиться, но не любят быть здоровыми
В прошлом году невероятный спрос на лекарства спровоцировала новая коронавирусная инфекция. Россияне массово скупали любые таблетки по принципу «чтобы было». Кроме понятного страха людей заболеть, у ажиотажного спроса были и другие причины. Первая — принятие в 2020 году Госдумой закона об онлайн-продаже безрецептурных лекарств, и вторая — низкая культура профилактики заболеваний среди россиян
Цена лечения
В России до сих пор предпочитают безрецептурные препараты. Они свободно продаются в любой аптеке, теперь и онлайн. На аптечном рынке доли рецептурных и безрецептурных препаратов практически равны в денежном объеме, а в натуральном лидируют вторые — с долей в 64,3%. В большинстве развитых стран показатель не превышает 30%, и это связано с более строгим вниманием к характеристикам препарата. Ряд лекарств, которые в России продаются без рецепта, в Европе невозможно купить без назначения врача.
Обратим внимание на еще одну цифру: за весь прошлый год объем фармрынка России превысил 2040 млрд рублей. Безрецептурные препараты преобладали в покупках за счет более низкой цены, их доля составила 54,9%. Подавляющее большинство этих средств было продано через аптечные сети — около 97% в рублях от общего объема.
Консультация врача при этом из цепочки выпадает, как ненужный элемент на пути к лечению — об этом же говорят сами россияне, треть из которых приобретает препараты для снятия острых состояний, еще треть — для лечения хронических заболеваний, профилактикой заболеваний занимаются 23% россиян. А самая показательная цифра — это 14%, которые покупают лекарства «про запас».
Интересно, сколько из них в итоге оказываются выброшенными?
Безрецептурные лекарства свободно лежат на аптечных прилавках в ярких привлекательных упаковках, и цена на них обычно ниже, чем на рецептурные препараты. Все складывается как нельзя лучше: аптеки получают прибыль, пациенты — доступное лечение. Покупка лекарств воспринимается как будничное дело, не требующее посторонней помощи. Врача заменяет фармацевт, который посоветует что-нибудь «от простуды» и пожелает хорошего дня.
Таким нехитрым способом у нас в домашних аптечках скапливаются упаковки парацетамола и разных антибиотиков, срок годности которых мог истечь еще несколько лет назад. В России в открытом доступе находится огромное количество препаратов, которые в развитых странах отпускаются строго по рецепту.
Более того, во многих странах регуляторы даже ограничивают рекламу препаратов, чтобы уберечь потребителя от безответственного самолечения. У нас такие ролики ежедневно крутят по центральным телеканалам.
Инициатива наказуема
Россияне привыкли брать на себя функцию врачей: 63% предпочитают лечиться самостоятельно — ставят себе диагнозы, назначают лекарства, пьют БАДы и ходят на оздоровительные процедуры.
Даже консультация у врача выглядит как уточнение уже поставленного самому себе диагноза. Но на приеме пациенты редко обсуждают с доктором самостоятельно назначенную терапию или альтернативные методы лечения.
Данные ВЦИОМ в этом плане весьма красноречивы: пациентов отпугивает долгое ожидание записи и необходимость сидеть в очереди, невозможность получить все необходимые услуги в одном месте, а также отсутствие нужного специалиста. Дополняет картину банальное хамство со стороны персонала.
Сложно винить пациентов, которые после длительных очередей, общения на повышенных тонах и постановки неясного диагноза ищут спасения на различных форумах и у «чудо-специалистов» без диплома, но с широкой улыбкой на лице?
Россиянам нужно больше информации о здоровье. По данным исследований, 44% опрошенных хотели бы получать больше информации от своего лечащего врача о причинах заболеваний, еще 33% высказывают пожелание, чтобы врач рассказывал о новых терапевтических решениях и дополнительных методах лечения.
Почти каждый четвертый россиян уже принимает гомеопатические лекарства, еще 23% опрошенных пьют БАДы. А средний москвич в год выпивает три упаковки витаминно-минеральных комплексов. Если спросить у них, кто давал им подобное назначение, в ответ обычно последует тишина или что-то вроде «знакомые советуют».
Не стоит забывать о целом арсенале средств традиционной медицины: отвары, чаи, натирания и прочие процедуры с сомнительной эффективностью. На их применение у врача точно не спрашивают разрешения, а после возникновения побочных реакций — аллергий, отравлений, отеков — зачастую не отказываются от лечения и не идут к специалисту: «Все пройдет само».
Курс на фармпросвет
Низкая информированность россиян о темах, связанных со здоровьем, приводит к низкой удовлетворенности его состоянием. Менее половины (46%) довольны своим здоровьем, почти половина взрослых людей имеет те или иные хронические заболевания.
Цифры заставляют задуматься. И если имеющиеся болезни нужно лечить, то будущие можно каким-то образом предотвратить. Как? Самый простой ответ — профилактика. Информационные плакаты с призывами посещать врача морально устарели, самостоятельно на консультацию к специалисту придет далеко не каждый, значит, необходимо искать другие пути.
В других странах пациенты своим активным поведением и желанием знать о себе больше стимулируют сближение медицинских систем и практик. Они открыто заявляют: «Нам нужно персонализированное лечение, внимание к нашим индивидуальным особенностям и образу жизни».
На этот призыв, к примеру, отреагировали в международной некоммерческой организации Cochrane, занимающейся независимой оценкой клинических исследований. И уже несколько лет работает специальное направление в области комплементарной и интегративной медицины — Cochrane CAM Field.
Дорогостоящее лечение формирует у среднестатического европейца или американца привычку заботиться о своем здоровье. Оплачивать огромные счета — не самая приятная перспектива, а потому потенциальные пациенты готовы получать новые знания о возможностях лечения, а затем применять их на практике.
Есть только одно но: процесс повышения уровня медицинских знаний не должен становиться отчаянной попыткой «латания дыр», общий уровень здравоохранения необходимо повышать одновременно с развитием образовательных программ.
Ждем перемен
Уже сейчас мы можем изучать проекты мировых фармкомпаний, которые они проводят совместно с экспертами от здравоохранения, и применять этот опыт в России.
Хороший пример — интерактивный проект Taking Cancer Through Flavour по борьбе с раком при помощи пересмотра рациона питания. Рецепты блюд для него разработал диетолог-онколог, сам переживший заболевание. Другие фармкомпании делают ставку на CCD (Cities Changing Diabetes) — встречи в прямом эфире каждые две недели, участники которых могут на реальных историях узнать, как полноценно жить с диабетом, преодолеть ожирение или не допустить развитие детского ожирения.
В России проводится образовательный проект «Секреты голоса». За шесть лет он охватил более 60 тысяч человек по всей стране и помог многим певцам, артистам, учителям, врачам и другим профессионалам голосоречевых профессий получить полезные знания по уходу за голосом. Другой пример — просветительский проект «Культура здоровья», который предлагает различным компаниям доступные программы корпоративного здоровья.
Казалось бы, бери и применяй. Но российский потребитель зачастую не верит в пользу бесплатных предложений и на интуитивном уровне ожидает подвоха. Поэтому продвижение просветительских проектов в России становится настоящим вызовом.