Лучшее за неделю

Художник Руслан Гудиев: Абстрактная картина — это не песня, а скорее симфония.

До 9 июля в Московском музее современного искусства (ММОМА) открыта выставка Руслана Гудиева «Фрагмент большой диагонали». Куратор проекта Катерина Зайцева поговорила с художником о его пути к абстрактному искусству, службе в армии в «музвзводе», неисчерпаемом космическом мире и, конечно, о проекте в ММОМА.
Читать на сайте

К.З.: Недавно открылась ваша выставка «Фрагмент большой диагонали» в Московском музее современного искусства. У неё очень интригующее название —  как бы Вы объяснили, про что эта выставка?

Р.Г.: «Большая диагональ» — это моя живописная интерпретация «чего-то» вселенского масштаба. Ну, например, большой спирали. Диагоналей я написал довольно много, и они отличаются друг от друга. Возможно, это мои жизненные отрезки, а человеческая жизнь имеет много оттенков — от белого до черного  — так что судите сами. Эта выставка про мой мир в абстрактном искусстве, про меня, ведь художник, демонстрируя большую выставку, стоит перед вами обнаженным.

Работа слева: Руслан Гудиев. Из серии «Дороги», 1993.

Работа справа: Руслан Гудиев. Из серии «Фрагмент большой диагонали», 1993.

Предоставлено пресс-службой ММОМА.

Диагонали на выставке занимают лишь небольшую часть, есть и другие направления мысли: например, «Город день», «Город ночь». Во время ковида уличная жизнь в городах вымирала, вот и горели окна в домах денно и нощно. Это я и показал, но не буквально.

Руслан Гудиев «Город день», 2021. Предоставлено пресс-службой ММОМА.

Руслан Гудиев «Город ночь», 2021Предоставлено пресс-службой ММОМА.

К.З.: Почему Вы выбрали абстракцию, и как она появилась в Вашей жизни, ведь Вы учились классической живописи и рисунку?

Р.Г.: Сюжетов в нашем с вами мире не так уж и много. Интерпретировать их в том или ином виде мне наскучило довольно быстро. Писать пейзажи или натюрморты еще скучнее. Правда я иногда, признаться, балуюсь, но только это выдуманные работы, без использования натуры. А вот абстракция не имеет границ. Достаточно забежать за свое реалистичное сознание, и перед тобой откроется неисчерпаемый космический мир, в нем нужно лишь проторить свои дорожки, ибо художник должен быть узнаваем, творчество должен быть современным, он должен расширять границы видимого, толкать мир к совершенству. 

К.З.: У вас очень интересная биография – могли бы Вы рассказать немного о том, что важно для вас, помимо живописи?

Р.Г.: Если бы я родился, учился и умер — это была бы биография. А у меня судьба, так как меня все время несло по бурному потоку. В те далекие времена моей юности я не меньшее время, чем творчеству, уделил авиамоделированию, даже хотел поступать в МАИ, полагая, что стану конструктором. И мое увлечение музыкой было безграничным. Когда я был призван в ряды советской армии, то оказался в музвзводе и проходил службу в Архангельском гарнизонном Доме офицеров. У нас был большой джазовый оркестр, я играл и пел в хоре, так что служба проходила «припеваючи». Еще я рисовал афиши для фильмов, которые шли в Доме офицеров. По окончанию службы я стал работать в различных музыкальных коллективах. В те советские далекие времена нам удавалось играть джаз и соул музыку. Этот мой музыкальный период длился более 20 лет, как вдруг я призадумался: «И что, я так и буду всю жизнь бить медиатором по струне?». Все резко бросил и стал заниматься живописью, керамикой, дизайном и даже архитектурой малых форм. 

Экспозиция выставки «Фрагмент большой диагонали». Предоставлено пресс-службой ММОМА.

К.З.: Вы соотносите себя с современным российским или международным искусством?

Р.Г.: Родился я в Грузии, жил в Осетии, сейчас проживаю в Москве. Что совершенно естественно — я российский художник. Но, глядя на мои работы, сложно определить, где проживает и работает художник. 

А если вы спрашиваете про художественный уровень работ, то я отвечу просто: творчество, выдержавшее испытание временем, становится искусством.

Экспозиция выставки «Фрагмент большой диагонали». Предоставлено пресс-службой ММОМА.

К.З.: Нужна ли зрителю какая-то подготовка, чтобы воспринимать ваши работы? Может быть есть какой-то секрет, как смотреть абстракцию? 

Р.Г.: Зрителю нужно быть погруженным в современный мир в широком смысле. Посещать музеи, ходить по галереям современного искусства, и тогда понимание придет. Серьезная абстрактная картина с вложенным в нее смыслом — это не песня, а скорее симфония. А секретов для понимания здесь нет, все зависит от культурного уровня человека. 

К.З.: Каковы ваши дальнейшие творческие планы?

Р.Г.: Продолжать заниматься столь тяжелым, но поистине упоительным трудом.

Обсудить на сайте