Лучшее за неделю
Марсель Салихов
27 июня 2023 г., 17:33

Не существует прецедента, когда экономические санкции действительно разрушали экономику стран

Последствия и влияние на Россию международных санкций стали одной из тем для обсуждения на ПМЭФ — 2023. Председатель госкорпорации «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов назвал ограничительные меры бесперспективными. Почему санкции не работают и какие опасности ждут страну, несмотря на устойчивую экономику?
Читать на сайте

О международном опыте

Не существует прецедента, когда масштабные экономические санкции действительно разрушали экономику каких-то стран.

Давайте посмотрим на опыт Венесуэлы. Эта страна под санкциями с 2014 года. Ее экономика гораздо слабее российской. Да, Венесуэла столкнулась с сокращением ВВП, стагнацией, сокращением уровня доходов населения. Но никто не может сказать, что она упала на колени, изменила политику, поменяла риторику из-за оказанного экономического давления. 

В отношении Ирана экономические санкции введены в 1970-е годы. Произошли изменения политического курса? Нет. В отношении Мьянмы введены экономические санкции в 2021 году. Мьянма курс тоже не сменила. Выходит, давление на экономики стран не имеет результата в политической сфере.

Российская экономика более крупная, еще более сложная, многосоставная. Рассчитывать на то, что существуют какие-то санкции, которые могут остановить экономическую деятельность, поломать ее кардинально, видимо, не стоит. Как и предполагать, что экономические санкции могут повлиять на политику государства.

История с вводом эмбарго, с вводом ценовых потолков на нефть показывает, что вместо уничтожения экономики происходит перераспределение сил. Сейчас мы видим перераспределение потоков поставок товаров на глобальном рынке с одних рынков на другие. Россия переориентирует свои объемы поставок нефти, уходит из Европы в Индию, в Китай. Соответственно, страны Ближнего Востока, производители нефти, занимают опустевшие ниши, замещают те поставки, которые Россия не осуществляет в Европу. За счет этого логистика становится тяжелее, дороже, неудобнее, но глобальной катастрофы не случилось.

О демонстративности действий

Очевидно, что важная часть при вводе санкций — «демонстративность», высокий уровень политизированности решений. Политики показывают — в первую очередь гражданам своей страны и союзникам, политикам других стран — свое отношение к России. На внутреннюю аудиторию звучат тезисы: «Мы готовы принимать серьезный действия, вводим беспрецедентные санкции». И вначале это очень эффектно выглядит, но когда результаты от санкций касаются бизнеса внутри страны, впечатления меняются.

Думаю, в целом те, кто принимает решения на Западе, понимают, что никакие санкции не могут нанести российской экономике колоссальный ущерб: часть крупных внешнеторговых партнеров России, в том числе Китай, Индия, Турция, другие страны, занимают нейтральную позицию. Сделать нашу страну изгоем не получилось.

Об экономике страны под санкциями

Судя по опыту стран, которые находятся под санкциями десятилетиями, основной эффект от них не в том, что экономика разваливается, а в том, что она не растет.

Иран находится в долгосрочной стагнации, он до сих пор не вышел на уровень ВВП 1970-го года. Как говорится, жить можно, но хорошо жить не получится.

В Венесуэле тяжесть ситуации усугубилась рядом принятых правительством страны неадекватных мер. В какой-то момент в ответ на уход с рынка западных компаний правительство решило контролировать цены. Это окончательно обрушило экономику страны и дало инфляцию на сотни процентов. 

В России такого нет: российские власти экономически трезво оценивают ситуацию и принимают адекватные решения, можно сказать, для нашей страны все проходит без драматизма. В прошлом году была высокая инфляция, цены выросли на 7,5%, но директивно регулировать их не стали — повысили процентную ставку, потом ее снизили. Российская экономическая политика по-прежнему основывается на рыночных инструментах, что обеспечивает высокую устойчивость экономики. 

О запросе на отмену санкций

Такой запрос, без сомнения, существует со стороны европейских бизнесменов. И по географическим причинам — Россия и страны Евросоюза крупные соседи и с точки зрения бизнеса РФ выгодный партнер, и по экономическим — наша страна по-прежнему крупная экономика Европы.

Но пока геополитическая ситуация остается такой, как сегодня, европейские компании не смогут принимать решения о возобновлении сотрудничества. Для них сотрудничество несет риски с точки зрения общественного мнения. Поэтому сегодня все занимают позицию «рано или поздно это все закончится, и когда это произойдет, мы начнем что-то обсуждать, мы к этому готовы».

О росте и развитии

В любой ситуации, даже самой неприятной, всегда кто-то проигрывает, а кто-то выигрывает. Это объективная реальность. Некоторые российские секторы бизнеса получили импульс роста и оказались в выигрыше:

  • — Все, что связано с транспортом и организацией логистики через такие страны, как Турция и Китай. В этой сфере задействовано много компаний и людей, бизнес развивается, приток клиентов и инвесторов идет, предприниматели зарабатывают.
  • — Производство микроэлектроники. Сейчас реализуются мощные меры господдержки, субсидии, гранты, транши и так далее.
  • — Сельхоз и производство пищевой продукции. Эти сферы и до того развивались, но сейчас произошел рывок. Некоторые компании смогли выкупить активы иностранных фирм, которые, уходя, продавали свои доли ниже рыночной цены. Западные компании многие активы продали с большим дисконтом. Сейчас остро стоит вопрос, как они будут развиваться в руках новых владельцев.

Об импортозамещении и связанной с ним опасности

В России много сейчас говорят об импортозамещении и технологическом суверенитете. Импортозамещение может и должно быть реализовано точечно, в отдельных критически важных сегментах, например, в микроэлектронике. При этом общая концепция «все произведем для себя сами» — негативная. Необходимо избежать повторения опыта Советского Союза, который заключался в неэффективном субсидировании внутреннего производства. В то время за счет поддержки государства производилась техника, которая оказалась неконкурентоспособной и никому не нужной, стоило лишь открыться границам. Потому что японская техника, магнитофоны и телевизоры были в разы лучше. Лучше дать много средств кому-то конкретному, чем размазывать субсидии тонким слоем, поддерживая таким образом неэффективные производства. Нужно трезво оценить перспективы и вкладываться только в перспективные направления.

Обсудить на сайте