«Портрет в сумерках»: артхаус, снятый в Ростове и на кэнон
Ангелину Никонову, режиссера картины, вы можете знать по ленте «Кто-нибудь видел мою девчонку?», фрагменты которой крутились и кочевали из одной соцсети в другую еще чуть ли не целый год после премьеры.
Поначалу кажется, что «Портрет» и «Девчонка» — фильмы диаметрально противоположные. Еще бы — между ними не просто десять лет, между ними — смена культурной парадигмы, настырный научно-технический прогресс, коммуникативные революции и личные трансформации автора. Но стоит заглянуть поглубже и становится ясно, что на самом деле две эти картины — пересекающиеся прямые. Пересекающиеся в точке усталости, пресыщения и культа собственной боли.
Марина, главная героиня «Портрета в сумерках», живет в элитном по меркам Ростова десятых годов доме, в котором есть парковка, железные ворота и даже консьерж. Равномерная и сытая жизнь с маковыми рулетами в приличных ресторанах и туфельками, каблуки которых ломаются в самый неподходящий момент.
Андрей — живет на окраине города, в районе, который местная газета могла бы назвать неблагополучным, и иногда — отдыхает в тамошней забегаловке, где подают только водку, пиво и в пластмассовых тарелках — чебуреки да сосиски с зеленым горошком.
Андрей — человек поломанный. И Марина точно такая же. Просто причины поломки разные. Как и они сами.
И если Андрей ощущает лишь налет легкого интереса, сохраняя свою привычную статику жизни, то Марина как будто катается на американских горках, в глубине души наслаждаясь внезапными перепадами высот и температур.
Происходящее с Мариной — либо сдвиг по триггеру, либо мазохистическое упоение своей же болью, которую она испытала на максимуме и там же оставила. Вот была жизнь словно статичный кадр, вот холодный душ. И как следствие — гиперфиксация на своей травме и возведение ее в абсолют. Пожалуй, тоже способ пережить трагедию. Пусть и вредный и еще более губительный.
Жизнь иногда корчится в издевке, двигает людей, словно те просто фигурки на шахматной доске. Марина и Андрей не должны были даже знать друг друга. Но почему-то встретились, почему-то не смогли пройти мимо. И неожиданно из этой встречи вытекли мотивы альтруистического сострадания и милосердного прощения.
«Портрет в сумерках» — история про людей, которые не понимают и не слышат ни себя, ни других. А еще подставляют левую щеку, когда их бьют по правой. И изнывают от прочности постоянства, сочно смакуя персональную катастрофу — единственное, что смогло хоть как-то раскачать жизнь. Что будет между героями дальше, мы так и не узнаем. Но догадаться, наверное, можем. Сама же Ангелина Никонова говорила на этот счет: «В конце фильма герои идут параллельно друг другу, но траектория их пути не пересекается».