В новосибирском экорайоне Стрижи построят Дом искусств на берегу озера
В экорайоне Стрижи прошла презентация Дома искусств (ДИСК), который скоро будет построен на берегу озера Жемчужина Сибири. В новом двухэтажном комплексе площадью более 500 квадратных метров разместятся творческие мастерские заметных для новосибирской культурной жизни деятелей искусств.
Презентация прошла в формате арт-вечеринки «Танцкласс», которую открыл генеральный директор девелоперской компании «Стрижи» Игорь Белокобыльский. В ходе выступления он рассказал о том, как было принято решение построить Дом искусств, представил проект будущего культурного центра и назвал точное место его расположения.
После выступления Игоря Белокобыльского будущие хореографы ДИСК провели несколько мастер-классов для жителей экорайона, дав возможность собравшимся прочувствовать, как будут проходить занятия в культурном центре.
Зачем в Стрижах нужен Дом искусств?
По словам Игоря Белокобыльского, данный проект выполняет важную социальную функцию:
Смысл проекта — не просто создать очередной танцевальный клуб, а реализовать идею предоставления качественного обучения, которая будет обеспечена привлечением специалистов высокого класса:
• представителей классического танца, у которых есть академическая школа;
• представителей других направлений — тоже не случайных участников, а специалистов, которые разделяют идеологию обучения людей и глубоко знакомы с предметом преподавания, — это соответствует вашему представлению о том, как должны работать педагоги.
Более того, в городе достаточное количество мест, где представлены единичные направления, но они существуют сами по себе, что называется, варятся в собственном соку. Мы же хотим создать атмосферу почитания танца, возведения его в ранг высокого искусства. Так родилось и название ДИСК — Дом искусств, в память о Доме искусств, который появился в Петрограде в сложном 1919 году.
Первым величинам творческой богемы того времени для жизни и творчества был предоставлен большой особняк, и это создало особую, неповторимую творческую атмосферу. И для нас одна из главнейших целей — это синергия профессионализма мастеров, которые здесь соберутся, с их влюблённостью в творчество. Ничего подобного в Новосибирске до сих пор ещё не было.
Кроме того, нам удалось поговорить с будущими преподавателями ДИСК — солистом НОВАТа Михаилом Лифенцевым и его сестрой — мастером фламенко Анастасией Лифенцевой. В интервью они рассказали об идее открытия Дома искусств, его ценности для экорайона Стрижи и города, а также ответили на вопросы о том, в каком возрасте можно начинать занятия танцами, какая подготовка для них нужна и как творчество помогает людям развиваться.
Как появился ДИСК и зачем он нужен?
— Как возникла идея создать танцевальную школу?
Михаил: Когда-то судьба меня свела с Игорем Юрьевичем Белокобыльским, и в процессе общения я поделился с ним мыслью, что у меня есть мечта открыть свою танцевальную школу. Не секрет, что балетный век короток, и хочется заниматься чем-то интересным и в дальнейшем, но не уходить из танцев. Через некоторое время Игорь Юрьевич поддержал эту идею. Так и пришли к решению, что можно реализовать танцевальную школу в экорайоне Стрижи.
Для меня эта школа — место, где люди смогут реализоваться творчески, раскрыть свой внутренний мир. А мне интересно было бы помочь им в этом — воплотить различные идеи и проекты в танце. Это, наверное, основная цель.
Задача таких школ, помимо ежедневного времяпрепровождения и занятий танцами, — интересно преподнести людям то искусство, которому они обучаются. Для любого артиста, кроме ежедневной работы в зале, репетиций, конечная точка процесса — это выступление. Также и для людей, которые могли бы заниматься в танцевальной школе: самое главное для них — это вынос своего искусства на публику. И мы с нашей командой придумаем интересные перформансы, чтобы люди смогли почувствовать себя настоящими артистами.
Само обучение танцевальному искусству тоже, безусловно, носит приятный характер, может увлечь людей и подарить им положительные эмоции.
— Зачем городу ваш танцевальный клуб?
Михаил: Конечно, в первую очередь мы рассчитываем на жителей нашего микрорайона. Но при этом не отрицаем, что в эту школу придут люди из других районов города. И то, что мы хотим дать, — действительно качественное, добросовестное танцевальное образование в том смысле, в котором мы предполагаем. И я думаю, что люди, занимающиеся у нас, будут делиться своим опытом с друзьями, знакомыми, и таким образом, мы сможем собрать людей не только из этих мест.
Ну а если говорить про то, зачем это нужно городу, то у нас новосибирцы смогут получить то, о чём мы говорили ранее, — реализовать свои возможности.
— Как вы считаете, легко ли будет взрослым людям преодолеть комплексы, страх сцены?
Михаил: Я думаю, что тут всё зависит непосредственно от человека и от личности, потому что кто-то, может быть, уже к этому пришёл внутри, но у него не было возможности реализовать себя в пространстве танца. А кто-то, проявив некие авантюрные черты характера, решит рискнуть, а затем перешагнёт некий барьер, который был между ним и танцевальным искусством, заразится этим желанием.
— Зачем людям заниматься творчеством и ходить на эти занятия?
Михаил: Полагаю, что в современном мире, в котором у людей хватает проблем, искусство — способ отвлечься от них и погрузиться в некую атмосферу волшебства, творчества, попасть в другой мир. И после того как они придут к нам и испытают эти эмоции, от них невозможно будет отказаться.
Какие направления танца будут преподавать в ДИСК?
— Какие направления, кроме классического танца, вы предполагаете развивать в этой школе?
Михаил: Мы пришли к тому, что одним балетом, выражаясь бытовым языком, сыт не будешь. И, изучив самые популярные на данный момент классические направления, такие как фламенко, танго, сальса и бачата, мы сочли, что они будут интересны и будут пользоваться популярностью у нашей публики.
— Чувствуете ли вы ревность к более упрощённым видам танца по сравнению с балетом?
Михаил: Я не скажу, что остальные направления упрощённые. Мне довелось позаниматься сальсой и бачатой — это был интересный опыт. Также у меня перед глазами моя сестра Анастасия, которая долгое время занимается фламенко, а с танго я, к сожалению, пока ещё как исполнитель не соприкоснулся. Но я думаю, что в каждом направлении есть свои сложности и прелести.
Конечно, балет требует более жёсткой дисциплины. Почему? Потому что ты должен держать себя в строгой форме, танцевать в соответствии с заданными критериями. Танго же и бачата… Мне кажется, они требуют меньше времени, чтобы привести свои мышцы в нужную форму.
Когда ты начинаешь заниматься балетом после отпуска, в первое время это очень тяжело, потому что всё болит — и мышцы, и суставы. Что касается танго и бачаты — мне кажется, здесь можно без вреда для здоровья, без таких сложностей сразу начать заниматься. Но при этом допускаю, что крепатура после определённых движений, положений всё равно неизбежна.
А Настя, наверное, сейчас скажет, можно ли с ходу начать заниматься фламенко.
Анастасия: Я думаю, что есть две категории: профессиональные занятия и непрофессиональные. Если ты профессионал, то есть даже в направлении спортивное танго, — там очень и очень важно держать себя в форме и знать, сколько ты должен заниматься.
Но я считаю, что тело всегда помнит. И этот момент надо учитывать, понимать, что главное — это занятия как таковые. И желание.
— Вопрос, который мы без вас с Михаилом обсудили: зачем вам эта школа?
Анастасия: Помимо того, что вообще это очень интересный проект, — я человек, который не любит останавливаться, всегда ищет что-то интересное, новое, творческое. Возможности, реализация и результат — три тезиса, которые, я считаю, обязательно надо ставить как цель.
— Когда мы говорим о занятиях обычных людей, не являющихся профессиональными танцорами, что для вас результат их исполнения?
Анастасия: Это самореализация, желание и удовольствие, которое они будут получать от процесса прежде всего.
— Какие из своих пока ещё не реализованных целей вы хотели бы реализовать в этом клубе?
Анастасия: Помимо того, что мы хотим постепенно начинать привлекать людей и создавать с ними что-то как педагоги, всегда интересно ставить спектакли — это конечный продукт, поэтому нам важно, чтобы уровень этих спектаклей рос от проекта к проекту.
— Будучи абсолютно неискушённым и глядя на фламенко, я задаюсь вопросом: возможно ли, чтобы фламенко-спектакль был поставлен с участием непрофессиональных танцоров?
Анастасия: На определённом этапе надо правильно вдохновить людей, чтобы они принимали активное участие и в то же время чтобы не чувствовали свою несостоятельность. Тогда у спектакля будет хороший уровень, когда каждый человек находится на своём месте в данный момент, как деталька пазла. Когда я начинала работать со своей группой, люди совсем ничего не умели, а сейчас они завоёвывают призовые места на конкурсах. Человек не может из первого класса сразу попасть в десятый — он должен пройти определённую школу, он должен видеть результат и хотеть сделать лучше. Человека нельзя держать постоянно в одном классе и «мариновать». Работы «в стол» у хореографа или педагога нет — он постоянно должен выдавать творческий продукт, заинтересовывать людей. А дальше — это уже дело его таланта, возможностей.
Кому подходят занятия танцами в ДИСК?
— Есть ли какие-то возрастные ограничения для начала занятий танцами?
Анастасия: Конечно, нет. Начинайте в любом возрасте, если чувствуете потребность в танце.
— Михаил, а будут ли в клубе предусмотрены дополнительные дисциплины, которые бы помогали людям подготовить их тело к занятиям танцами и, возможно, помогали им развивать свою физическую форму параллельно танцевальному процессу?
Михаил: Я думаю, что сейчас мы сконцентрируемся на конкретных танцевальных направлениях. Возможно, в процессе мы поймём, что это нам необходимо, что народ хочет этим заниматься, что это интересно, и тогда мы дополним наш танцевальный клуб новыми дисциплинами.
— С точки зрения банального общественного восприятия есть основания предполагать, что там будет гендерный перекос — больше женщин, чем мужчин. Вы согласны с этим?
Михаил: Да. И в хореографическом училище, и в принципе во всех любительских танцевальных школах львиная доля занимающихся — женщины. Но мы постараемся этот стереотип сломать и заинтересовать в том числе мужскую часть населения. И всех мужчин, которые проявят желание заниматься тем или иным видом танцевального искусства, мы с удовольствием будем ждать.
— Кстати, Михаил, вопрос: что современному состоявшемуся мужчине может дать обучение танцам?
Михаил: Помимо долголетия, здоровья, хорошей физической формы, хорошего настроения, такая физическая нагрузка заставляет вырабатываться эндорфин — гормон радости.
А в духовном плане — если кто-то захочет реализовать свои творческие возможности, то это запросто можно сделать в нашем Доме искусств, причём пол и возраст не важны. Очень приятно видеть, когда не только женщины, но и мужчины не стесняются, занимаются танцами.
Строительство Дома искусств планируется начать уже в конце 2023 года. «Стрижи» рассчитывают на то, что все работы будут выполнены за год, и уже в конце 2024 года ДИСК примет первых учеников.