Наука изящной ходьбы
Известно, что продолжительность жизни человека на планете растет и это ставит перед медициной новые вопросы и задачи. Наряду с онкологией одна из главных угроз жизни и здоровью россиян – сердечно-сосудистые заболевания. А вместе с ними и такая малоприятная проблема как утрата одной или обеих нижних конечностей. Ногу могут ампутировать по разным причинам: из-за хронических сосудистых заболеваний, травм, онкологии, различных инфекций, дисциркуляторной патологии при сахарном диабете. А сохранять активность, путешествовать, гулять и посещать различные культурные мероприятия по-прежнему хочется. Не замыкаться же в четырех стенах?
Сотни тысяч запертых дома
Подобные проблемы не так уж редки. Так, по данным Минтруда, в прошлом году около 300 тысяч россиян нуждались в протезах конечностей. Для сравнения: в США в 2008 году было зарегистрировано приблизительно 1,7 млн человек без одной или обеих ног. Врачи ожидают, что с общим старением населения планеты актуальность протезирования ног будет с каждым годом повышаться.
Однако только Капитан Крюк из сказки про Питера Пэна или Флинт из «Острова сокровищ» довольствовались деревяшкой вместо ноги. Сегодня люди куда более требовательны в таком важном вопросе. Не все знают, что традиционно протезы конечностей крепятся к телу с помощью так называемой культеприемной гильзы (пластикового изделия, имеющего форму стакана). Соединение с протезом идет через мягкие ткани. Из-за такого крепления место сочленения все время травмируется, а человек теряет ощущение опоры ноги на поверхность – остеоперцепцию.
Фанаты сериала «Горец», нашумевшего в конце 1990-х, возможно, запомнили актера Джима Бернса, сыгравшего там Джо Доусона, наблюдателя за Бессмертными. Вечная трость в его руках – это не только часть образа, но и необходимость. В 1972 году актер попал в аварию и лишился обеих ног. Он приобрел протезы, которые позволили ему начать актерскую карьеру в 80-х годах, то есть уже будучи инвалидом.
Дело в том, что в 1980-х годах в Швеции начали использовать технологии титановых протезов, которые ввинчивались непосредственно в кость. Данная технология получила название «остеоинтегративного протезирования». Оксид титана (TiO2) образует стойкую пленку на поверхности металла, что обеспечивает антибактериальное действие и исключает его контакт с коррозийной средой, писали шведские ученые из Линчёпингского университета в 1986 году.
«Шуруп» в ноге
Шведы предложили метод внутрикостного протезирования, когда титановый имплант ввинчивают непосредственно в остаток кости – такую технологию разработал профессор Пер-Ингвар Бранемарк (Per-Ingvar Branemark). Его пациенты в итоге занимались спортом, свободно гуляли и путешествовали без сопровождения. Все это очень важно для людей, потерявших конечность в молодом возрасте. Но, конечно, и для пожилых людей физическая активность, хотя бы та же «скандинавская ходьба», имеет большое значение. Способность выдерживать физические нагрузки позволяет поддерживать в работоспособном состоянии весь организм, сердце, легкие, мускулатуру.
В 2022 году, после введения западных санкций, в России стал сказываться дефицит медицинских изделий. Вместе с тем вырос и спрос на них. Поэтому отечественные производители занимают освободившиеся ниши. Так, в июле прошлого года в Великом Новгороде выпустили пробную партию первых отечественных «искусственных коленей», в марте текущего года ГК «Ростех» увеличила выпуск бионических протезов, а АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» весной объявило о запуске новой производственной линии по импортозамещению медицинских изделий на заводе в Реутове.
Однако вопрос о качестве протезов конечностей остается открытым. По данным Ассоциации инвалидов России, более четверти протезов так и лежат в кладовке невостребованными из-за проблем в эксплуатации и медицинских осложнений. Врачи многих стран озабочены этой проблемой и работают над ее решением. Большую надежду инвалидам дала информация о появлении новой системы устройств для проведения протезирования нижних конечностей, разработанной стартапом NewStep. Осенью 2022 года компания запатентовала свои разработки: имплантат для интеграции в костную ткань и соединительный модуль, к которому может крепиться любой из представленных на рынке протезов. Система чрескожного протезирования разрабатывалась в сотрудничестве с инжиниринговым центром CML AT Medical, портфельной компанией Северо-Западного наноцентра.
На сегодняшний день уже есть опытный образец, тестирование которого начнется летом этого года. Разработанная система устройств в первую очередь рассчитана на молодых пациентов, тех, кто хочет полностью восстановить опороспособность и вернуть максимальный объем движений, и во вторую – на тех, кто по каким-либо причинам не может пользоваться протезами с культеприемными гильзами. По сравнению с зарубежными аналогами эта разработка имеет более высокие показатели остеоинтеграционной стабильности. Дело в том, что российский имплантат изготавливается посредством 3D-печати из медицинского титана и имеет на внешней поверхности резьбу для лучшего закрепления в кости, а во внутренней части – трехмерную сетчатую структуру, что позволяет собственной ткани пациента легче прорастать в имплантат.
В среднем в России ежегодно выдается около 40 000 протезов. Несмотря на популярность в международной медицинской практике, метод прямого костного закрепления (остеоинтегративного экзопротезирования) пока еще не получил широкого распространения в нашей стране, однако очевидно, что даже 500–1000 таких протезов в год смогут сделать гораздо счастливее не только пациентов, которые сегодня вынуждены вести малоподвижный образ жизни, но и их семьи.