Размещение фудтрака: как выбрать локацию, привлекающую клиентов?
Сегодня российский сегмент HoReCa, как и весь отечественный бизнес, переживает непростые времена и одновременно получает новые возможности. Популярные бренды фастфуда покинули страну, освободив нишу для отечественных предпринимателей.
Вместе с тем в России растет популярность мобильных платформ организации питания – фудтраков. Сегодня они, по некоторым оценкам, занимают 15-20% рынка общепита, а их бум прогнозируют на 2024-2025 годы.
Если вы хотите занять нишу в этом бизнесе или уже приобрели «закусочную на колесах», то вам будет полезно узнать, где можно торговать на фудтраке и как найти место под фудтрак, чтобы привлекать больше клиентов, скорее окупить затраты и получать достойную прибыль. Экспертным мнением поделился Павел Гурин, руководитель отдела маркетинга компании Vagontrucks по производству фудтраков и нестационарных торговых объектов.
Стоит ли развивать бизнес на фудтраках в России
Перспективы развития мобильного бизнеса в сфере быстрого питания легко проследить на примере США – индустрия передвижных фудтраков в этой стране ежегодно растет в среднем на 9,9%. Согласно статистике, порядка 40% мобильных площадок, торгующих фастфудом в Америке, работают дольше 3-х лет после открытия, то есть достигают определенного успеха и укрепляются на рынке. Если вам кажется, что это мало, то представьте, что там реализацией фастфуда занимаются свыше 36 тысяч фудтраков, а стационарных кафе и ресторанов быстрого питания вообще не счесть – то есть конкуренция более чем серьезная.
В России подобной конкуренции нет. Зато есть все возможности для создания прибыльного бизнеса с низким порогом входа. Например, приобрести мобильный торговый объект (МТО) можно от 699 тысяч рублей под ключ, и при грамотном подходе к бизнесу он окупится в среднем за 4-5 месяцев. Если же не угадать с местом размещения фудтрака, то можно серьезно удлинить срок окупаемости и упустить возможности для роста и развития бизнеса. В свою очередь, установка фудтрака в правильном месте поможет передвижному ресторану быстрее окупиться и выйти на стабильную прибыль.
Как найти место под фудтрак
Планирование бизнеса мобильных площадок с фастфудом чаще всего начинается с выбора блюд, которые в них будут готовить и предлагать клиентам. А уже потом предприниматели думают о том, как найти место под фудтрак и где его лучше поставить. При выборе локации стоит обращать внимание на следующие моменты:
1. Целевая аудитория. Согласно статистике, 43% клиентов фудтраков составляют люди в возрасте от 25 до 44 лет. Еще 20% приходится на молодежь до 25 лет. Соответственно, наиболее выгодными для размещения фудтрака становятся места притяжения этой аудитории – деловые районы, учебные заведения, развлекательные центры и спортивные площадки под открытым небом, а также многоквартирные жилые комплексы с прогулочными зонами для детей, молодежи, семейных пар.
2. Конкуренция. Исследуйте рынок и определите, где сосредоточены ваши конкуренты. Концентрация сетевых общепитов говорит о том, что локация действительно хорошая. Таких мест не стоит опасаться, поскольку здесь всегда будет высокая проходимость. Реальную конкуренцию могут составить пекарни, где также можно быстро перекусить и попить кофе. Но если расположиться рядом с таким заведением и предложить качественный фастфуд, те же бургеры или шаверму, в оригинальном, ярком и заметном формате фудтрака – это привлечет людей, которым всегда интересно пробовать что-то новое.
3. Регулятивные особенности. Как оформить фудтрак по закону? Изучите местные законодательные акты и требования к установке мобильных торговых объектов. Убедитесь, что у вас на руках вся нужная документация для ведения бизнеса: открыто ИП или ООО, есть договор аренды на землю, заключение СЭС о соответствии точки установленным санитарным нормам, сертификаты на продукцию от поставщика, санитарные книжки у работников и прочие бумаги, необходимые в вашем регионе. Размещение фудтраков в России на сегодняшний день регулирует ФЗ N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009, статья 10 “Особенности размещения нестационарных торговых объектов”.
Кроме этого, фудтрак должен оснащаться определенными системами коммуникаций и соответствовать ХАССП – требованиям, обеспечивающим безопасность пищевой продукции.
Стратегии ведения бизнеса в зависимости от места установки фудтрака
Местоположение фудтрака или объекта стритфуда должно быть проходимым, хорошо обозримым и легко доступным для посетителей. Бизнес-центры, деловые и жилые районы мы уже называли. Кроме этого, удачной будет установка фудтрака рядом со следующими оживленными и людными площадками:
- городские парки, скверы и пляжи;
- места проведения культурно-массовых мероприятий, концертов и фестивалей.
В этих посещаемых локациях, скорее всего, уже будут какие-то заведения общепита. Но, как и говорилось, бояться конкурентов не стоит. Бизнес на основе фудтрака предполагает меньшие затраты по сравнению с конкурентами в стационарных помещениях. Покупателям всегда можно предложить более низкую стоимость блюд без потери качественных и вкусовых характеристик.
Еще одна рабочая стратегия – зайти на площадку с каким-то уникальным продуктом, который составит конкуренцию соседним заведениям – людям, особенно молодежи, интересны новинки.
Также при составлении бизнес-плана фудтрака стоит учитывать сезонность. Например, в парках, скверах и на пляжах целесообразно торговать едой в теплое время года, когда люди активно отдыхают. В межсезонье или на постоянной основе размещение фудтрака возможно рядом с бизнес-центрами, офисными зданиями и жилыми комплексами. На всевозможных фестивалях и других культурно-массовых мероприятия можно работать круглогодично во время их проведения, например, каждые выходные.
То есть в течение года всегда есть возможность найти посещаемую и прибыльную локацию, где можно поставить фудтрак. Несложно перемещать фургон в зависимости от сезонных особенностей без особых затрат в отличие от стационарных точек общепита.
Мобильность – важный плюс торгового павильона на колесах, который обеспечивает бизнесу на основе фудтраков быструю окупаемость и рост. По сути, фудтрак – универсальная бизнес-платформа с возможностями для развития своего дела в разных направлениях и на различных локациях.
Как оптимизировать работу фудтрака на выбранной локации
Определившись с местом, где можно торговать на фудтраке, важно грамотно организовать его работу. Что стоит учитывать, составляя бизнес-план?
Сезонные особенности
Факторы, которые могут повлиять на посещаемость и спрос на продукцию. Например, в жаркую погоду популярны прохладные напитки и легкая еда, зимой – горячие блюда и кофе, а на фестивалях можно предлагать тематические закуски. Впрочем, беспроигрышный вариант – это универсальность, когда ассортимент блюд интересен и участникам разных событий, и покупателям разных возрастов.
Мнения потребителей
Обращайте внимание на обратную связь, слушайте свою аудиторию. Постоянно спрашивайте у клиентов, что им нравится, что бы они хотели видеть в меню, и вносите соответствующие изменения. Важно работать над разнообразием предлагаемых позиций, убирая непопулярные и добавляя ходовые блюда.
В универсальности и гибкости – основное преимущество фудтраков. Сегодня вы продаете бургеры, завтра шашлыки, а послезавтра блюда японской кухни – всегда можно быстро подкорректировать меню, и это не станет глобальной финансовой нагрузкой на бизнес. Но разумнее все-таки не менять все на ходу, а определиться с концепцией и следовать ей, а через год, например, освоить новое направление.
Внешний вид фудтрака
Благодаря оригинальному и яркому внешнему виду платформы, которая выделяется рядом с другими объектами, вы сможете предлагать свою продукцию не только быстро, но и эффектно и красиво. Дизайн фургона достаточно легко менять в зависимости от окружающей обстановки, меню, особенностей площадки или события.
Благодаря этим преимуществам и грамотному бизнес-плану фудтрака, можно начать успешное собственное дело.
Сегодня предпринимателю важно быть таким же гибким и мобильным, как его объект, чтобы соответствовать гастрономическим и другим трендам и требованиям аудитории и развивать бизнес. В последние годы для этого есть все возможности – на открытие новых точек общественного питания в сегменте недорогих кафе выделяются государственные гранты. Предпринимаются различные меры поддержки, чтобы помочь российскому бизнесу занять освободившуюся нишу – и этим стоит пользоваться.