Звуки свободы
Наверное, все уже слышали про уникальную ситуацию, сложившуюся вокруг Голливудского фильма ”Sound of Freedom" (Звук свободы). Этот захватывающий фильм, рассказывающий историю о спасении детей из сексуального рабства, вдохновлен реальными событиями.
Сюжет фильма повествует о подвиге бывшего сотрудника ЦРУ Тима Балларда. В какой-то момент своей карьеры Тим Баллард, занимаясь розысками пропавшего 9-тилетнего мальчика, наткнулся на международную сеть педофилов - наверное, одну из множества таких же международных сетей. Получив от начальства медаль за спасение ребёнка, Тим мог продолжать спокойно жить и работать, почивая на лаврах - так, по крайней мере, ему рекомендовал его шеф. Но Тим вместо этого послал ЦРУ подальше, и, самостоятельно, вместе со своими единомышленниками, вышел на след торговцев детьми. В результате организованной им рискованной миссии, удалось спасти 123 человека, а главарей передать в руки карающих органов. После чего ему, конечно, с почётом вернули должность в ЦРУ. Так было в реальной жизни. Потрясающий парень, бесстрашный, жёсткий, профессиональный, честный восстал против бюрократии, спас жизни детей, преподал урок ленивым и трусливым коллегам. Браво, Тим Баллард - что ещё тут можно сказать?!
Потом случилось то, что обычно случается: реальная история попала в Голливудскую мыловарню, и всё прекрасное из неё исчезло. Вместо неё зрителю, который, по мнению создателей проекта, должен в конце фильма зарыдать горькими слезами счастья, скармливают набор проверенных штампов. Ложками. Правдивая история о подвиге обычного человека превращается в очередную Голливудскую сказку об очередном супермене, который пробирается в логово злодея и спасает прекрасную принцессу. Судите сами. Итак, при прощании, когда отец забирает первого спасенного мальчика домой, ребёнок подбегает к своему спасителю, обнимает его и трогательно на ушко просит “дядю милиционера” спасти также и его сестру. Мальчик дарит дяде медальончик. А как же в Голливуде без медальончика?! По этому медальону сестра - когда дядя-милиционер её найдёт - должна узнать в нём своего спасителя. Герой роняет скупую мужскую слезу и храбро требует от руководства ЦРУ продолжить операцию, пока вся педофильская сеть не будет разоблачена. Но начальство, как водится, умывает руки. Герой снова роняет скупую мужскую слезу и идёт советоваться с любимой женой. Жена выражает своему герою полную поддержку и благословляет на подвиг. Вдохновлённый супругой, во тьме ночной, безоружный, без специального оснащения, наш герой за пару часов проходит непроходимые джунгли Амазонки, ведёт наблюдение за вооружёнными до зубов бандитами, узнаёт среди девочек-наложниц сестру того мальчика, которого он спас, подаёт ей медальончиком сигнал (как и задумал умный мальчик) и, когда наступает ночь, убивает злодея в тот самый момент, когда тот собирается изнасиловать жертву. Дальше ему остаются совсем пустяки: герой хватает девочку на руки, бежит обратно через джунгли, не получив ни одной царапины, уходит от погони на лодке, не схватив при этом ни одной пули и так далее. Ну, а в конце, как и положено, по кличу супермена на помощь приходят официальные органы и спасают из плена остальных детей.
Поскольку Брюс Уиллис, Мэл Гибсон, Шварценеггер и Сталлоне сильно постарели за последние годы, на роль супермена был выбран Джим Кэвизел, исполнявший роль Иисуса Христа в фильме Мэра Гибсона «Страсти Христовы». Выбор не случайный, конечно.
Достаточно заглянуть в эти ангельские, чистые и, на протяжении практически всего фильма, полные слёз глаза - и сердце дрогнет, а рука потянется к кошельку. Точнее, не к кошельку, а к телефону. Потому что в конце фильма актёр (уже не от лица героя, а от своего собственного) обращается к зрителям и, заливаясь слезами, просит сфотографировать код на экране, и, пройдя по нему, купить билеты на фильм для своих друзей и знакомых. "Чтобы и они тоже посмотрели наш фильм, а, посмотрев, узнали страшную правду о торговле детьми," - убеждает Кэвизел своим бархатным голосом, проникающим в самое сердце зрителя-скупердяя.
Вот так поворот! Пожалуй, ещё более захватывающий, чем сам фильм. Захватывающий - и неимоверно разочаровывающий. Так вот к чему всё шло… Оказывается, цель создателей фильма - разжалобить и собрать больше денег в прокате…
И тут возникает дилемма. С одной стороны, в киноиндустрии стремление к прибыли вещь вполне естественная - а иначе-то как? С другой стороны, есть фильмы, которые не стремятся к финансовому успеху - так называемое некоммерческое кино. Как правило, это арт-хаус, авторское кино, документальное кино, и художественное кино на важные социальные темы. Казалось бы, “Звук свободы” по своей теме относится именно к этой группе. В нём поднимается тема педофилии и сексуального рабства. Тема важнейшая - ведь торговля детьми это одна из прибыльнейших индустрий в мире загнивающего капитализма, приносящая своим организаторам 150 ярдов ежегодно. Страшно подумать, но факты говорят о том, что сегодня в рабстве находится больше людей (в том числе - детей), чем за всю историю человечества вместе взятую. Казалось бы, зарабатывать на такой теме слегка аморально - не правда ли? Но, поскольку вопрос об аморальности капитализма как такового в принципе ещё не решён окончательно, полагаю, можно было бы простить кинематографистам этот небольшой грех.
Но дело в том, что создатели “Звука свободы” оказались грешны не только в эксплуатации социально-значимой темы в собственных финансовых интересах. Их грех значительно серьёзнее - они откровенно схалтурили.
Ведь даже в самых тёмных коммерческих дебрях Голливуда производятся фильмы, которые делают огромные сборы благодаря высочайшему качеству и тщательности работы. Например, фильмы Джеймса Камерона. Наши же герои сварганили дешёвую мыльную оперу, но подали её как великий героический эпос. И не говорите мне, что о вкусах в искусстве не спорят. Это - не о вкусах, это - о бессовестной спекуляции.
И ведь как тонко придумано: не просто “дайте деньги” в какой-нибудь специально созданный фонд спасения детей из сексуального рабства. Ну кто ж сегодня доверяет благотворительным фондам?! Нет! Нас просят купить билеты для своих друзей, чтобы как можно больше людей в мире посмотрело это кино и узнало о педофилах и их жертвах. Совсем не потому, что нам нужно заработать и окупить бюджет! Нет. Мы всего лишь хотим спасти несчастных детей! С Вашей помощью мы распространим наш месседж! Конечно, распространите. Нет сомнений. Но хотелось бы так же понять, что последует потом, за месседжем? Вопрос, как мы все понимаем, риторический...
Более того, благодаря удачному выбору темы, фильм получил массивную поддержку в социальных сетях - причём, совершенно бесплатно. Робкие голоса критиков - дескать, а чего ж такой сценарий-то слабенький? - заглушаются восторженными “ахами” тех, кто не видел - но осужда… простите, поддерживает.
Но и это ещё не всё. Сам Тим Баллард, виновник события, окрылённый успехом фильма, создал свой собственный блог на Ютубе, в котором берёт интервью у знаменитостей. В основном, правда, он спрашивает гостей, что они думают о возросшем числе похищений детей, и все как один отвечают, что с этим видом международного криминала нужно беспощадно бороться, после чего, довольные друг другом и разговором, расходятся. А что ещё они могут ответить?
Стоит ли говорить, что расчёт оправдался? За первые две недели проката независимый малобюджетный фильм собрал 172 миллиона, обогнав “Невыполнимую миссию” Тома Круза и многие другие потенциальные кинохиты лета от больших студий. Случай уникальный.
За этим успехом стоят четверо братьев Harmon - финансисты , создатели краудфандинговой платформы для производства кино Angel Studios. По сведениям на 1 сентября, 6.678 человек, инвестировавших в производство фильма, заработали по 20 процентов каждый. Правда, следует учесть, что доход рассчитывается не за месяц проката, а за всё время производства. А это - почти 8 лет (работа над фильмом началась в 2015 году). То есть, получается чуть больше 2-х процентов в год - не так уж и много. Но с точки зрения кинопроката - результат всё равно впечатляющий: бюджет 14.5 миллионов окупился более, чем в 10 раз.
Значит ли всё вышесказанное, что я не рекомендую фильм к просмотру? Отнюдь! Очень рекомендую. В фильме есть две крутые вещи. Во-первых, динамичный монтаж и плотный ритм, удерживающие зрителя в напряжении. И хвалить за это нужно Тамару Гагарин - очень сильного режиссёра пост-продакшена, и, по рождению, похоже, россиянку.
Во-вторых, сногсшибающий музыкальный номер в исполнении главного злодея по кличке “Скорпион”.
Жирардо Тарасена - характерный мексиканский актёр, чья редкая внешность чрезвычайно высоко ценится Голливудскими режиссёрами. Одно только перечисление фильмов, в которых он снимался, говорит само за себя - в Апокалипто у Мэла Гибсона, в фильмах Человек в огне, Мексиканец, и в нетфликсовском сериале Наркос.
Однако, в странах Латинской Америки Тарасена известен не только как успешный Голливудский актёр, но и как прекрасный музыкант, певец, танцор. Так вот, то ли это было требование самого актёра, то ли режиссёр Алехандро Монтеверде подумал: а давай-ка ещё и мюзикл забабахаем, но Тарасене дали исполнить в фильме целый музыкальный номер. С точки зрения сценария, конечно, ещё один провал. В самый напряжённый по сюжету момент - действие вдруг останавливается, и совершенно не злой злодей исполняет под гитару потрясающий огненный латино-американский хит. В джунглях. У костра. Под гитару. И к полному восторгу зрителей в кинотеатрах. Получилось так нелепо, что просто супер. Вот такой он, звук у свободы, оказывается.
P.S. И напоследок моя, ставшая в последнее время постоянной, припевка: как вы думаете, не пора ли ИИ заменить всё-таки человека-сценариста?