Тринадцать мистических работ Даши Намдакова на Алтае
Ловец энергии
Работы бурятского скульптора Даши Намдакова первый раз выставляются на Алтае. Последнее десятилетие они триумфально экспонировались в Европе, Азии и Америке. Несколько лет назад художник вернулся на землю предков и перезапустил свое творчество на новом уровне.
Вместе с семьей он работает над проектом возрождения родной деревни Укурик в Хилокском районе Забайкальского края. На родной земле он обратился к символическим аспектам образов народных «онгонов» — «хранителей местности», творит деревянных «маскоидов» (ритуальные маски) и абстрактные композиции.
Для экспозиции его работ на Алтае было выбрано уникальное пространство горнолыжного курорта «Манжерок». В алтайском языке название Манјӱрек отсылает к јӱрек — (сердце, душа). Отель находится у подножья священной у алтайцев горы Малая Синюха. Свое название гора получила из-за того, что воздух на её вершине немного разрежен и она, покрытая девственным лесом, вся окутана синеватым инфернальным светом. Корпус отеля похож на плотину или шлюз, который сдерживает, а точнее собирает в себя энергию горы и, пропуская через себя, трансформирует ее.
Кстати, выставка скульптора так и называется — «Трансформация». 13 скульптур Даши Намдакова установлены в центре огромного холла отеля. Каждая скульптура относит к определенному времени творчества мастера — с 1998 года по настоящее. Можно сказать, что эта выставка — демонстрация эволюции творческого духа самого художника от «Кокона» до «Дракона».
«Алтай — место божественное. Бог знает, сколько всего происходило на этой священной земле. Это центр Вселенной, откуда идут огромные волны. Здесь потрясающие культура, цивилизация и народ», — поделился своими ощущениями скульптор Даши Намдаков на открытии.
Первичные смыслы множественного восприятия реальности
Я родилась и выросла в Казахстане. Когда я была маленькой, моя семья дружила с бурятским мастером, скульптором, оживлявшим дерево — Сэрэнжабом Балдано. Будучи впечатлительной девочкой, я видела, как он на глазах проявлял дух дерева, на лбу он клеил себе старую монету-оберег, чтобы духи не трогали его. Балдано рассказывал старинные бурятские легенды и говорил, что, как только его работа будет готова, в нее сразу заселится дух. Он научил меня воспринимать мир как чудо и показал мне многомерность нашего мира. Еще в детстве я поняла, что настоящий художник — не тот, кто владеет карандашом или кистью, а тот, кто творит миры.
Даши родился в бурятском селе Укурик в Забайкалье шестым ребенком в многодетной семье народного мастера Бальжана Намдакова, принадлежащего к древнему роду кузнецов-дарханов. Полное имя — Дашинима («Даши Нима») — с бур. языка «удачливое солнце». В одном из интервью Даши сказал, что его внук может назвать имена 19 поколений предков. Можно представить, какой мощнейший поток энергии рода творцов сконцентрирован в художнике.
Мое первое знакомство с творчеством Даши произошло в Москве в Музее Востока, где проходила его выставка много лет назад. На открытии было очень много народа, помню, что среди этой толпы внутренний компас четко вывел меня на мастера, стоявшего у скульптуры Чингисхана. Скульптура Чингисхана не превышала и полуметра. Первое, что я ощутила рядом с его работами, — это ощущение присутствия чего-то большего, чем просто арт. И уже через несколько лет я увидела гигантскую статую Чингисхана, отлитую из бронзы в Лондоне. Творчество Даши завораживает и притягивает. Следующим сильным впечатлением была статуя прекрасной «Золотой Шории» в Таштоголе в Горной Шории. Сейчас, созерцая его скульптуры в отеле, я открыла новые смыслы и грани его творчества.
Шаман или художник
По легенде (которую Даши подтверждает, но не любит об этом говорить), в возрасте пятнадцати лет он заболел и долго не выздоравливал. Шаманы объяснили, что это духи призывают его к служению и указывают ему путь шамана. Даши пошел своим путём, сумев сублимировать энергию творчества и силу духов в нечто настолько мощное, что весь мир завороженно смотрит на его творчество.
От фигуры «летящего» быка «Буха Нойон» исходит впечатление титанической мощи и неотвратимой силы. Сюжетный мотив восходит к мифологии бурят. По преданию, на восточных горных отрогах Саян, расположенных на южной оконечности озера Байкал, обитал гигантский «сивый» бык Буха-Нойон, являющийся прародителем и тотемическим животным одной из групп монгольского народа. В его честь совершали ритуалы и делали подношения, чтобы не разгневать животного и чтобы тот не навредил человеку.
Наше обыденное мышление все время пытается навязать нам видение, в котором мир представляется однозначным и понятным. Скульптуры Даши, как древний текст, который сложно понять и интерпретировать, но на символическом уровне мы считываем его послание, и тогда происходит чудо — начинает меняться видение мира.
Мастер по созданию миров
Художник, как поэт или композитор, является проводником высоких небесных сфер и энергий. На открытии выставки председатель правления Сбербанка Герман Греф отметил, что Даши — «поцелованный богами скульптор». Его дух соединен с силами природы, духами местности и погружен в миф. В отличие от обычного человека он отделен от линейного времени, а, возможно, он как сталкер скользит по разным потокам времени, выхватывая образы и символы. Его скульптурный опыт — это уникальный способ восприятия мира.
Скульптура Даши представляет собой сконцентрированное чувственное пространство, которое заключено в самом себе. Скульптура аккумулирует в себе энергию материала, мастера, пространства, в котором она творилась и в котором находится, и смыслов, которые были в нее заложены. Любая из его скульптур формирует вокруг себя особое поле.
Даши не проводит экскурсии по своей экспозиции, он отдает это право своим творениям. Когда скульптура смотрит на человека, она начинает взаимодействовать с ним и вытаскивает его из обычного мира в иное пространство мифа. Это абсолютно другой способ организации мира и переноса человеческого сознания в нечто иное.
Минотавр – символ космогонического Нижнего мира. Его свирепость и жестокость укрощены духовной силой прорывающегося сквозь толщу грубой материи третьего глаза — ока мудрости. Он находится на стадии преображения и перехода из мира хаоса в состояние прозрения. В скульптуре «Минотавр» Даши соединил мифологию античности и мудрость буддизма. По легенде, Будда говорил: «Все возникает и уходит. Когда ты видишь это, ты поднялся над отчаянием. Вот путь сияющих. Существование есть отчаяние. Пойми и выйди за пределы отчаяния. Вот путь ярких. Существование есть иллюзия. Пойми и выйди за пределы. Вот путь ясных». Мы все находимся на пути самопознания себя и мира. Минотавр Намдакова находится в состоянии экзистенциального перевоплощения. Его мощная черная голова с обратной стороны имеет форму фантазийного черепа, как будто перед нами первоматерия, основа для создания новой сущности, иной цивилизации.
Метавселенная Даши Намдакова
Манжерок, как мощная воронка, собирает энергии Алтая и концентрирует их в 13 скульптурах Даши, и происходит чудо. Скульптуры мастера образуют символическое пространство, внутри которого человек начинает обретать новые смыслы.
Каждая скульптура мастера — как ключ другой реальности. Погрузившись в миры образов Даши, в какой-то момент понимаешь, что находишься в зоне абсолютной магии. Современный человек практически утратил магическое восприятие, но через творчество Даши происходит невозможное. Его скульптуры перезапускают очень важный инструмент, который есть у каждого из нас, но не у всех задействован. Это воображение. Даши признался, что не любит давать имена своим работам, обычно имя придумывает команда и близкое окружение художника — «Богатая невеста», «Буха-Нойон», «Кочевник», «Афродита», «Бесстрашие», «Движение», «Дракон»... Это только названия — каждый видит в работах мастера что-то своё.
Я смотрю на работу «Афродита», которая установлена перед отелем, и в этой сущности с неземной, завораживающей внешностью вижу «онгона» — «хранителя местности», дух горы Синюхи. Она бесподобна, дерзка, своенравна, неуправляема, свободолюбива и неукротима. Такое ощущение, что она в какой-то момент просто спрыгнет со своего постамента и исчезнет в синеве горы.
Созерцая ту или иную скульптуру Даши, воображение включается и разворачивает целую картину новых смыслов и ассоциаций. Возникает интересный феномен. Чем больше включаешь живое восприятие, чем больше открываешь в себе поток воображения, тем больше приближаешься к пониманию творчества Даши.
Когда мы воспринимаем мир через шаблоны, мы думаем, что реальность дана нам в какой-то неподвижности и статичности, мы погружаем себя в узкое, примитивное, мертвое пространство. Но чем больше открыто наше воображение, тем больше мы находим новые картины и краски этого мира Воображение начинает творить новую реальность, и мир растекается перед нами как невероятная перспектива.
В ходе экспозиции автор впервые показал новую работу под названием «Дракон». Это абстрактная композиция из дерева, создающая лишь намек на образ и передающая ощущение магии, тайны и мифа. Дракон в восточном буддизме является творением великой творческой силы, представляющий сильную мужскую ян и трансформацию энергии. Драконы — это оборотни, управляющие пространством и временем и способные по желанию перевоплощаться в кого или во что угодно. Дракон Даши напоминает древний музыкальный инструмент, в котором можно услышать невозможное — поток времени.
О мастере
Даши Намдаков — Академик Российской Академии художеств, член Российской Академии киноискусства, Заслуженным художник России и Народный художник Республики Бурятия. Скульптор удостоен звания Лауреата премии Правительства Российской Федерации за выставочную деятельность, награжден государственным Орденом Полярной звезды Монголии. Автор монументальных и ландшафтных композиций: скульптуры установлены в Казахстане, г. Астана, в Забайкалье, п. Агинское, Кемеровской области, Горная Шория, в Республике Татарстан, г. Казань, в Республике Тыва, г. Кызыл, в г. Красноярске, на острове Ольхон на Байкале, а также в Подмосковье. Его работы хранятся в Эрмитаже, Московском музее современного искусства, Третьяковской галерее, музеях Китая, США, Великобритании, Франции, Италии и других стран, находятся в личных коллекциях первых лиц государств, бизнесменов и знаменитостей. Творчество скульптора синкретично по своей природе: он работает в разных областях искусства, в том числе кино (один из художников фильма «Монгол» режиссера Сергея Бодрова), в декоративно-прикладном искусстве, создавая эскизы ювелирных предметов, фарфоровых изделий, образы для авторских кукол. Особенно интересен опыт создания архитектурных проектов (Дворец бракосочетаний в г. Казань), оформление культовых сооружений (Подмосковный Храм Вознесения и алтарный комплекс буддийского храма в г. Кызыл).
Выставка продлится до 10 декабря. По задумке, она станет первой в серии выставочных проектов на территории курорта.
Фото предоставлено: пресс службой Сбер, отеля «Манжерок» и командой Даши Намдакова