Премьера в Музыкальном театре К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко «Не только любовь»
6, 7 и 8 марта Евгений Писарев и Феликс Коробов премьерят оперу Родиона Щедрина «Не только любовь»
Идея проекта принадлежит главному дирижеру МАМТ Феликсу Коробову, он же является музыкальным руководителем постановки. Декорации в спектакле авторства Максима Обрезкова (а это, в моей оценке, стопроцентный успех), костюмы - Мария Данилова.
Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Натаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова.
Действие происходит в советской колхозной деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. В основе сюжета лежит история главной героини - председателя колхоза Варвары Васильевны, оказавшейся перед ложным выбором: смелые и сильные чувства к молодому парню или профессиональный долг.
Сам автор Родион Щедрин отзывался о своем произведении как о «колхозном Евгении Онегине», и сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра, подобно Евгению Онегину Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «лирические сцены». В точности так же, как и в Онегине тесно переплетены бытовой, драматический и лирический смыслы: к примеру, музыковеды соотносят часто сцену объяснения Онегина с Татьяной и диалог Варвары и Володи в конце спектакля.
«Не только любовь» - одна из любимых главных тем в дискуссиях музыкальных критиков далекого 1961 года. Достаточно вспомнить, что после премьеры оперы в Большом предполагалось еще четыре показа, однако, произошла замена оперы на «Травиату». Политика реформировать советскую оперу, по словам Щедрина, была преждевременной. Сам композитор видел причину провала в том, что его произведение «опередило свое время». В музыкальном театре К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году. Главный режиссер театра Феликс Коробов давно вынашивал идею поставить произведение Щедрина целиком. За два часа, которые идет опера, переживаешь громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, шуток, которые то бросают в пучину страстей, то делают оттенок надрыва большой трагедии.
По замыслу режиссера Евгения Писарева постановка на сцене МАМТ полностью привязана к описанной в либретто исторической эпохе. Лирическая история становится главной сюжетной линией, и в ее ткань «вплетаются» современные авторам частушки и напевы. Это история о несостоявшейся любви, об изломанности душ сильных людей, о героях, задушенных жестокой реальностью войны и колхозного быта. Это одновременно и поэзия безнадежности и мечты о любви. Фирменный синий цвет музыкального театра удачно сочетается с декорациями, и на мой взгляд, выигрышно объединяет сценическое пространство и зрительный зал. Наслаждалась постановкой на основной сцене!