«Оппенгеймеру» — все, «Барби» — ничего, и другие шутки с церемонии вручения «Оскара»
С самого начала ни у кого не было сомнений, что лучшим фильмом года признают «Оппенгеймер». Он выиграл в категории «лучший режиссер», «лучший оператор», «лучший исполнитель главной роли», «лучший исполнитель роли второго плана», «лучший монтаж» и «лучшая музыка к фильму». Итого, семь статуэток. Но то, что «Барби» не получит ни одного «Оскара», кроме категории «лучшая песня», оказалось, конечно, полной неожиданностью.
При этом вся церемония вручения «Оскаров» была буквально пронизана тематикой «Барби». Марго Робби наконец-то разрешили не надевать розовое, зато девять ее коллег-актрис пришли в платьях розовых оттенков. А еще в розовых жилетках появились 65 мужчин, танцующих вокруг Райана Гослинга, наряженного также в розовый костюм со стразами. И розовый рояль на сцене… Как теперь это развидеть?
Но давайте поговорим о веселом — о том, кто какие шутки пошутил и как их восприняли. Хоть мы порой и не отдаем себе в этом отчета, но успех любого шоу всегда и везде, будь то Голливуд или Камчатка, будь то выступление дрессированных пингвинов или вручение престижных наград, зависит от наличия или отсутствия в нем хорошего терпкого юмора. Недаром все организаторы голливудских церемоний платят огромные суммы популярным комикам или стендаперам — именно они гарантируют мероприятию высокие рейтинги, а отнюдь не присутствие той или иной звезды.
Среди американских шутников самый успешный и самый востребованный — Джимми Киммел. Он ведет церемонию вручения «Оскара» уже в четвертый раз, и в четвертый раз шоу получается веселым и динамичным. Киммел участвует и в написании сценария, и в придумывании собственных гэгов, которые в этот раз были очень удачные, менее удачные и совсем неудачные. Причем отделить одни от других было порой нелегко.
Например, такая шутка: моя жена скорее купила бы дочке красные «Мальборо», чем куклу «Барби». Остроумно? Или не очень?
Зато отлично прошла шутка про Киллиана Мерфи: вы не находите, что у Мерфи очень необычное имя? Оно произносится Киллиан, когда актер снимается в драмах, и Силлиан, когда в комедиях. Так элегантно Киммел обыграл слова: Кил (kill) — убивать и Силли (silly) — глупый.
Смешно и вполне по-доброму прозвучала шутка, адресованная Роберту Де Ниро и Джоди Фостер: в 1976-м, когда оба снимались в фильме «Таксист», Джоди была настолько молода, что годилась Роберту в дочери (Фостер сыграла роль 12-летней проститутки, которую герой Де Ниро пытался вернуть ее родителям), а сегодня она слишком стара, чтобы стать его подружкой. Мяч в ворота 80-летнего Де Ниро, недавно произведшего на свет вместе со своей новой пассией седьмого ребенка, явно пришелся зрителям по вкусу.
Эмма Стоун и ее успешное, по словам Киммела, исполнение «роли взрослой женщины с мозгами ребенка» послужило поводом для остроумного сравнения с Камалой Харис, участвовавшей за три дня до церемонии в «послании» президента США народу (так называемый State of the Union). Намек был понят всеми присутствующими.
Понравилась шутка о детях голливудских знаменитостей непо-бэйби: «прошприцованные ботоксом, напившиеся смузи от Хейли Бибер (новый тренд среди голливудской молодежи — часами стоять в очереди за 20-долларовыми якобы оздоравливающими смузи по рецепту знаменитостей), напичканные диабетическими медикаментами (намек на массовое увлечение “Оземпиком”), с трясущимися чихуахуа в руках, — эти сильные, тяжело работающие, ментально абсолютно здоровые американцы упадут замертво, если им вдруг придется даже прикоснуться к черенку рабочей лопаты».
Очень в точку оказалось напоминание об отгремевшей в прошлом году забастовке голливудских актеров: они молодцы, они победили! И теперь им не нужно бояться, что искусственный интеллект заменит их на рабочих местах. Теперь, как и раньше, им нужно бояться только занимающих их места молодых актеров.
Но были шутки и менее удачные. Так, выпад в адрес Брэдли Купера, который традиционно приводит с собой на все большие церемонии свою маму, был просто отвратителен. «Сколько раз нужно появляться на публике со своей мамой вместо девушки, прежде чем она действительно станет твоей девушкой, — спросил Киммел Купера. — Уж не снимаешь ли ты, Брэдли, кино о Фрейде?»
Еще более жестко Киммел атаковал не ожидающего подвоха Роберта Дауни — младшего. Когда Киммел намекнул на годы, проведенные актером в наркотическом тумане, Дауни даже подыграл шутнику — в конце концов, этот темный период его жизни неоднократно освещался в прессе, и Дауни всегда был горд, что ему удалось избавиться от зависимости. Но он явно не был готов к последующему выпаду и грозно помрачнел, когда Киммел поинтересовался, что так выпирает из его брюк — благодарственная речь или прямоугольный пенис? Что означала сия нижепоясная шутка, похоже, никто не понял. А твиттер буквально вскипел от возмущения. Шутки могут граничить с хамством, но не должны превращаться в него!
Однако ж нет худа без добра. Взбудораженный нанесенным оскорблением Дауни-младший, когда настал его черед выходить на сцену, не просто блистательно отыгрался — он превратил унижение в торжество благородства. «Я благодарю свою жену, которая подобрала меня, жалкого, беспомощного, больного уличного щенка, и снова сделала человеком. Я благодарю своего адвоката, который, работая на меня 40 лет, половину из них занимался тем, что вытаскивал меня из тюрем». Естественно, такая прямота была встречена аудиторией с восторгом.
Великолепная сценка, разыгранная Киммелом и лаудатором Джоном Синой, навсегда войдет в историю Голливуда. Джон Сина, бодибилдер, рестлер и киноактер, появился на сцене в чем мать родила. Так, по крайней мере, мы все подумали. На самом же деле Сина был одет — если, конечно, можно считать одеждой эластичную повязку, закрывающую неприличные части тела, расположенные ниже спины и под животом.
Спереди к повязке липкой лентой был прикреплен конверт с именами победителей в категории «лучшие костюмы». Но оба героя так виртуозно обыграли выход Сины на сцену, что у восторженных зрителей создалась полная иллюзия обнаженки. Понятно, что если бы хоть один неприличный участок тела Сины мелькнул перед камерами, организаторы шоу были бы оштрафованы Федеральной комиссией по коммуникациям (американский аналог Роспотребнадзора) на приличные деньги.
Кстати, о деньгах в кино остроумно высказался сценарист «Американского чтива» Корд Джефферсон, выигравший «Оскара» в категории «лучший адаптированный сценарий». Он сказал: почему бы вместо одного фильма с двухсотмиллионным бюджетом не сделать десять фильмов с двадцатимиллионным или пятьдесят фильмов с бюджетом по четыре миллиона? Тогда на эту сцену выходило бы в пятьдесят раз больше людей, испытывающих огромное счастье — такое же, какое испытываю сейчас я. Тонко, не правда ли? Вот что значит хороший сценарист.
Не всем шутящим удалось по-настоящему развеселить зрителей. Порой в зале смеялись просто из вежливости. Эмили Блант и Райан Гослинг пытались острить по поводу соперничества между двумя блокбастерами, которые, как известно, были выпущены на экраны в один и тот же день.
«Кажется, я понял, почему все это называется “Барбенгеймер", а не “Оппенбарби”, — произнес Гослинг. — Оппенгеймер на хвосте, потому что все лето тащился в хвосте у “Барби”». Намек на огромные сборы «Барби» по всему миру, за которыми «Оппенгеймер» не поспевал, так как заработал всего $960 миллионов, понятен. Но то ли юмор оказался слишком тонким, то ли зрители недостаточно восприимчивыми…
Наверняка всем очень хотелось бы посмеяться над шутками неожиданно воссоединившихся «близнецов»: Шварценеггера и Де Вито. Актеры острили на тему Бэтмена. «Арнольд и я сегодня вечером выступаем вместе по очевидной причине», — начал диалог Де Вито. «Мы оба пытались убить Бэтмена!» — подхватил Шварценеггер.
Де Вито сыграл Пингвина в фильме «Возвращение Бэтмена» Тима Бертона, где в роли Бэтмена снялся сидящий тут же в зале Майкл Китон. «Он вышвырнул меня из окна!» — заявил Де Вито, имея в виду смерть Пингвина. «Вот он. Он здесь. Посмотрите на него!» И камера переключилась на крупный план Майкла Китона в зале. Но Китон сохранил ледяное выражение лица. «Только посмотри на его морду» — бросил Шварценеггер в сторону Китона, а Де Вито закричал: «Увидимся после губернаторского бала, парень!» Увы, все это было не очень смешно. Любимцы публики удалились со сцены под стук собственных каблуков.
Самая короткая шутка прозвучала в момент объявления победителя в категории «лучший игровой короткометражный фильм». Им оказался великий режиссер Уэс Андерсон (на церемонии не присутствовал) и его очень необычный фильм «Чудесная история Генри Шугара». «Уэс, мы знали, что ты можешь делать отличные длинные фильмы, но такое…уау!»
Вышеперечисленные гэги были подготовлены заранее. То есть написаны сценаристами шоу и тщательно отрепетированы актерами-исполнителями. Но были на шоу и смешные моменты, которые возникали спонтанно — unscripted, как принято говорить в киноиндустрии.
Например, японский режиссер Такаши Ямадзаки, чей фильм «Годзилла минус один» победил в категории «лучшие видеоэффекты», попытался произнести трогательную благодарственную речь по-английски, но своим произношением сбил с толку даже автопереводчика. С трудом выхватив несколько слов из речевого потока — «мы были как Рокки Бальбоа», «нашим главным вдохновением был фильм “Звездные войны”», — искусственный интеллект горько подытожил: «используется неанглийский язык». А нас еще пугают, что искусственный интеллект скоро уничтожит все человечество!
Победительница в категории «лучшая актриса второго плана» Давайн Джой Рэндольф буквально на ходу сотворила новый интернет-мем. Заливаясь слезами и перечисляя всех, кому она благодарна, Рэндольф очень эмоционально поблагодарила своего публициста: «Мне сказали не упоминать в этой речи имя моего публициста. Но вы не знаете, что такое настоящий публицист! Потому что у вас ни у кого нет такого публициста, как мой публицист!» Заявление получилось неожиданным и смешным — и было моментально подхвачено блогерами.
Остроумцем оказался и оператор Хойте ван Хойтема, выигравший «Оскар» за свою работу в фильме «Оппенгеймер»: «Всем коллегам-операторам и режиссерам рекомендую попробовать работать с самой крутой технической новинкой — называется целлулоид». Ван Хойтема имел в виду обычную кинопленку. И ведь действительно, несмотря на всеобщую доступность современных цифровых камер, многие режиссеры и операторы как в Голливуде, так и во всем мире возвращаются к работе со старой доброй кинопленкой.
Кстати, в самом начале церемонии Киммел обратил внимание всех на присутствие в зале Стивена Спилберга: «Зачем ты здесь, Стив? Ты снял новый фильм или у тебя просто сезонный абонемент?» Причина появления Спилберга прояснилась только ближе к концу, когда Америка Феррера и Кейт Маккиннон вышли объявлять победивший документальный
фильм. Оказалось, что Кейт всю жизнь думала, что «Парк Юрского периода» — это документалка. Феррера попыталась разубедить коллегу, объяснив, что хотя динозавры и существовали, но в фильме они цифровые.
Это правда, доктор Спилберг? — удивленно спрашивает Маккиннон. Камера переходит на Спилберга, сидящего в зале со своей внучкой. Прославленный режиссер кивает в ответ. «А Джефф Голдблюм — у него все в порядке?» — спрашивает Маккиннон. «Не совсем» — грустно качает головой Спилберг, очевидно, намекая на то, что актер в последнее время рекламирует гаджеты Apple. «А кому же я тогда каждый день посылаю мои обнаженные фото?» — спрашивает Маккиннон. «Мне», — жестами отвечает Спилберг.