Лучшее за неделю
Екатерина Попова-Гамаюн
10 апреля 2024 г., 16:56

Точка зрения

В Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась выставка, посвящённая творчеству архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова. Серия графических работ Хамцова посвящена духовным центрам России — монастырям, которые он изобразил с высоты птичьего полета, «глазами Бога». Ансамбли монастырей предстают нам как некая точка схождения Божьей воли, человеческого устремления к высшим сферам и разных искусств, в том числе и красоты природы, в одно единое целое

Читать на сайте

В 1950–1980-е годы архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов создал графический цикл видов монастырей и крепостей.

Графика Алексея Ивановича Хамцова

Среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, Саввино‑Сторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Центральных научно‑реставрационных проектных мастерских, но и великолепным рисовальщиком, мастерски обращавшимся как с пером и тушью, так и с фломастером.

Графика Алексея Ивановича Хамцова

Серия работ Алексея Ивановича Хамцова побудила кураторов выставки представить величие ансамблей, красоту их архитектурно-ландшафтных комплексов глазами людей трех исторических эпох. Это — «точка зрения» самого Хамцова, советского архитектора-реставратора; далее — парадные виды на гравюрах и литографиях XIX века, и, наконец, съемка с дрона, выполненная фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным и другими мастерами.

Фото: Е. Попова-Гамаюн

Рассматривая графические полотна, на которых Алексей Иванович изобразил с высоты птичьего полета российские монастыри, скользя глазом по старинным гравюрам этих монастырей и вглядываясь в фотографии Сергея Шандина, где эти же монастыри сняты с дрона, я неожиданно для себя открыла, что ансамбли монастырей — некая точка схождения Божьей воли, человеческого устремления к высшим сферам и разных искусств, в том числе и красоты, природы в одно целое.

Кирилло-Белозерский монастырь, Кириллов. Фото: Сергей Шандин

Эти монастыри не просто продолжают красоту ландшафта, а переводят его в совершенно новое качество. В образах храмовых комплексов я увидела квинтэссенцию — quinta essentia — пятую сущность, основу, самую суть этого пространства. Когда земные стихии взяты пятой — высшей — под управление и уравновешены между собой.

Зарайский кремль, Зарайск. Фото: Сергей Шандин

Это чудо, когда люди создают нечто большее, чем архитектура, и превосходят самих себя. И это чудо, что в 50–80-е годы Хамцев зафиксировал дух более 20 монастырей с высоты Бога, физически оставаясь на земле. Эта выставка — нечто большее, чем иллюстрации храмовых комплексов России и творчества художников и фотографа. Здесь, во флигеле «Руина», можно пережить внутреннее вознесение к высотам самых мощнейших в России духовных центров и почувствовать поддержку Бога и силу нашей земли.

Графика Алексея Ивановича Хамцова

Алексей Иванович Хамцов был в первую очередь реставратором памятников архитектуры. И этой сфере его деятельности посвящен раздел на втором этаже Флигеля «Руина». Вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, где он был награжден медалями и орденами за боевые заслуги, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего Пскова. В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться со многими, казавшимися неразрешимыми проблемами этого памятника.

Графика Алексея Ивановича Хамцова. Фото: Е. Попова-Гамаюн

Ещё один раздел выставки посвящен реставрации Хамцовым стен и башен Московского Кремля, к которой он приступил в конце 1940-х годов. Тогда впервые в реставрационной практике был использован метод стереофотограмметрии, что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки. Хамцов, как человек систематического склада ума, рациональный и педантичный, был в этом деле незаменим.

Графика Алексея Ивановича Хамцова

В 1970-х годах наступил новый этап реставрации кремлевских стен и башен, и трудами Хамцова в Кремле была разработана чёткая, методически выверенная система ведения проектной, рабочей и отчетной документации. «Точка зрения» автора показана и в этом разделе: здесь представлена выполненная Хамцовым графическая серия реконструкций стен и башен Кремля на разных исторических периодах, перекликающаяся с широко известными работами, созданными Аполлинарием Васнецовым. Хамцов создаёт свой, более строгий, но не менее убедительный историко‑художественный образ Московского Кремля, свой вариант визуализации истории.

Графика Алексея Ивановича Хамцова. Фото: Е. Попова-Гамаюн

Последний раздел выставки, расположенный на третьем этаже выставочного пространства, посвящён фотографическим работам, выполненным фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным, известным мастером и путешественником, лауреатом всероссийских и международных конкурсов фотографии. Это виды тех же монастырей, которые запечатлел Хамцов, но снятые с дрона. Сергей Шандин возрождает в музее традицию фотоэкспедиций для сохранения образов памятников русского зодчества.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Истра. Фото: Сергей Шандин

Фотосъёмки с дрона открывают совершенно уникальный, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры. Шандин стал одной из движущих сил выставочного проекта «Точка зрения», показывающего разнообразные памятники архитектуры с точки, недоступной рядовому человеку, — с высоты птичьего полета.

Сергей Шандин, фотограф Музея архитектуры. Фото предоставлено пресс-службой Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева
Процесс работы над проектом «Точка зрения» был непростым, но очень интересным. Съёмка с дрона позволяет увидеть архитектуру с необычного ракурса, который невозможно получить при съемке с земли. Это почти как в легенде о граде Китеже, скрытом от глаз: мы можем увидеть то, что прежде не видели глаза человека, и было доступно только птицам. На выставке посетители могут сами посмотреть эти снимки, и полюбоваться на древнюю архитектуру с высоты. А представленные в экспозиции гравюры и рисунки Алексея Ивановича Хамцова позволяют нам посмотреть ещё и сквозь время.  Сергей Шандин, фотограф Музея архитектуры
Никитский монастырь, Переславль-Залесский. Фото: Сергей Шандин

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея). Наши сердца общаются через красоту. Каждый рисунок, каждый кадр на этой выставке — это стоп-кадр священного потока света, который взаимодействует с душой и передаёт в чистом виде божественный импульс. Что для человека является сокровищем, о том все его мысли и мечты, на это он тратит все силы, отдает свою жизнь. Поэтому и предупреждает Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Мф. 6:19), ибо всё это придётся оставить и с тем большими переживаниями, чем сильнее человек привязан к этому».

Фото предоставлено пресс-службой Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева

На выставке представлено более 100 подлинных работ в разных техниках, часть из которых экспонируются впервые: гравюры XVIII-XIX веков, работы Хамцова, макеты монастырей, современные фотографии.

Фото предоставлено пресс-службой Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева

Выставка продлится до 9 июня.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева

 Фото предоставлено пресс-службой Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева
Обсудить на сайте