Точка зрения
В 1950–1980-е годы архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов создал графический цикл видов монастырей и крепостей.
Среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, Саввино‑Сторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Центральных научно‑реставрационных проектных мастерских, но и великолепным рисовальщиком, мастерски обращавшимся как с пером и тушью, так и с фломастером.
Серия работ Алексея Ивановича Хамцова побудила кураторов выставки представить величие ансамблей, красоту их архитектурно-ландшафтных комплексов глазами людей трех исторических эпох. Это — «точка зрения» самого Хамцова, советского архитектора-реставратора; далее — парадные виды на гравюрах и литографиях XIX века, и, наконец, съемка с дрона, выполненная фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным и другими мастерами.
Рассматривая графические полотна, на которых Алексей Иванович изобразил с высоты птичьего полета российские монастыри, скользя глазом по старинным гравюрам этих монастырей и вглядываясь в фотографии Сергея Шандина, где эти же монастыри сняты с дрона, я неожиданно для себя открыла, что ансамбли монастырей — некая точка схождения божьей воли, человеческого устремления к высшим сферам и разных искусств, в том числе и красоты, природы в одно целое.
Эти монастыри не просто продолжают красоту ландшафта, а переводят его в совершенно новое качество. В образах храмовых комплексов я увидела квинтэссенцию — quinta essentia — пятую сущность, основу, самую суть этого пространства. Когда земные стихии взяты пятой — высшей — под управление и уравновешены между собой.
Это чудо, когда люди создают нечто большее, чем архитектура, и превосходят самих себя. И это чудо, что в 50–80-е годы Хамцев зафиксировал дух более 20 монастырей с высоты Бога, физически оставаясь на земле. Эта выставка — нечто большее, чем иллюстрации храмовых комплексов России и творчества художников и фотографа. Здесь, во флигеле «Руина», можно пережить внутреннее вознесение к высотам самых мощнейших в России духовных центров и почувствовать поддержку Бога и силу нашей земли.
Алексей Иванович Хамцов был в первую очередь реставратором памятников архитектуры. И этой сфере его деятельности посвящен раздел на втором этаже Флигеля «Руина». Вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, где он был награжден медалями и орденами за боевые заслуги, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего Пскова. В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться со многими, казавшимися неразрешимыми проблемами этого памятника.
Еще один раздел выставки посвящен реставрации Хамцовым стен и башен Московского Кремля, к которой он приступил в конце 1940-х годов. Тогда впервые в реставрационной практике был использован метод стереофотограмметрии, что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки. Хамцов, как человек систематического склада ума, рациональный и педантичный, был в этом деле незаменим.
В 1970-х годах наступил новый этап реставрации кремлевских стен и башен, и трудами Хамцова в Кремле была разработана четкая, методически выверенная система ведения проектной, рабочей и отчетной документации. «Точка зрения» автора показана и в этом разделе: здесь представлена выполненная Хамцовым графическая серия реконструкций стен и башен Кремля на разных исторических периодах, перекликающаяся с широко известными работами, созданными Аполлинарием Васнецовым. Хамцов создает свой, более строгий, но не менее убедительный историко‑художественный образ Московского Кремля, свой вариант визуализации истории.
Последний раздел выставки, расположенный на третьем этаже выставочного пространства, посвящен фотографическим работам, выполненным фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным, известным мастером и путешественником, лауреатом всероссийских и международных конкурсов фотографии. Это виды тех же монастырей, которые запечатлел Хамцов, но снятые с дрона. Сергей Шандин возрождает в музее традицию фотоэкспедиций для сохранения образов памятников русского зодчества.
Фотосъемки с дрона открывают совершенно уникальный, ни с чем не сравнимый опыт познания архитектуры. Шандин стал одной из движущих сил выставочного проекта «Точка зрения», показывающего разнообразные памятники архитектуры с точки, недоступной рядовому человеку, – с высоты птичьего полета.
Процесс работы над проектом «Точка зрения» был непростым, но очень интересным. Съемка с дрона позволяет увидеть архитектуру с необычного ракурса, который невозможно получить при съемке с земли. Это почти как в легенде о граде Китеже, скрытом от глаз: мы можем увидеть то, что прежде не видели глаза человека, и было доступно только птицам. На выставке посетители могут сами посмотреть эти снимки, и полюбоваться на древнюю архитектуру с высоты. А представленные в экспозиции гравюры и рисунки Алексея Ивановича Хамцова позволяют нам посмотреть еще и сквозь время
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея). Наши сердца общаются через красоту. Каждый рисунок, каждый кадр на этой выставке — это стоп-кадр священного потока света, который взаимодействует с душой и передает в чистом виде божественный импульс. Что для человека является сокровищем, о том все его мысли и мечты, на это он тратит все силы, отдает свою жизнь. Поэтому и предупреждает Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Мф. 6:19), ибо все это придется оставить и с тем большими переживаниями, чем сильнее человек привязан к этому».
На выставке представлено более 100 подлинных работ в разных техниках, часть из которых экспонируются впервые: гравюры XVIII-XIX веков, работы Хамцова, макеты монастырей, современные фотографии.
Выставка продлится до 9 июня.
Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева