Лучшее за неделю
Александр Журбин
26 апреля 2024 г., 23:28

Вопрос 1: Великий ли Гэтсби? Вопрос 2: Получился ли мюзикл?

Читать на сайте
Фото Matthew Murphy and Evan Zimmerman

В эпоху моей молодости все зачитывались Хемингуэем… На вопрос — назовите американского писателя, всегда отвечали: Хемингуэй… (На втором месте всегда был Фолкнер, его много переводили и издавали, непонятно почему).

То, что происходило с Хемингуэем было тогда каким-то всеобщим безумием… Уверен, что это было только в России. В Америке такого культа не было.

Особенно важно, что у всех в доме была фотография Хэма, как мы его называли (в свитере толстой вязки). Фото было или на стенке, или на полке, или на письменном столе, под стеклом… Наличие этого фото показывало уровень интеллекта хозяев дома.

Выходили книги Хэма: в 60-е годы был издан его 4-томник огромным тиражом 200000 экземпляров, потом много раз допечатывали, перепечатывали и переиздавали, что-то добавляли, делали новые переводы.

Так что можно смело сказать, что Хэм присутствовал в каждом советском доме, и, перефразируя Маяковского, «если хотите жить повеселее, делайте жизнь с «товарища» Хемингуэя».

С писателем Фицджеральдом история была другая. Во-первых, ни у кого не было его фото…

Ну я, во всяком случае, никогда не представлял, как выглядел этот человек… Это сейчас легко, нажал кнопку, и у на тебя на мониторе зажжется масса фотографий писателя Фицджеральда от детства до смерти.

Но, по правде сказать, ничего интересного в его фотографиях нет. Такой вполне благообразный молодой человек, (он умер в 41 год), типичный американец ирландского происхождения, почти на всех фото – в костюме, белой рубашке и галстуке, как и положено приличному человеку тех лет…

На самом деле, в жизни он был большой гуляка, светский лев, вместе со своей женой Зелдой, тоже светской дамой, он был в центре «светской тусовки», и парижской, и нью-йоркской, в центре мирового бомонда тех лет…

При этом он успел написать около 10 романов, некоторые из них стали популярными еще при жизни писателя.

Для меня лично самым любимым романом Фицджеральда всегда была книга «Ночь нежна» («Tender Is the Night»)

***

Однако именно «Великий Гэтсби» считается и в Америке, и в России главным романом Фицджеральда. 

Хотя при выходе в 1925 году он провалился, даже небольшой тираж не был распродан.

Популярность к этому роману пришла уже после смерти писателя, когда во время Второй мировой войны эту книгу в качестве подарка вручили всем американским военнослужащим… Тут ее рейтинг резко вырос, и очень быстро этот роман стал супербестселлером.

В театре его ставили редко. Давили огромные суммы, которые надо было заплатить наследникам писателя.

Было сделано два фильма, (в 1974 и в 2013 годах), очень неплохих, один с Робертом Рэдфордом и второй с Леонардо ДиКаприо, но это были два больших голливудских фильма, и, конечно, пришлось заплатить немалые деньги наследникам писателя… А сейчас 65 лет со дня смерти писателя прошло, авторское право закончилось, и сразу несколько мюзиклов на этот сюжет появились на горизонте…

Но всех обогнал тот, о котором я сейчас собираюсь рассказать (композитор Дж. Хоуланд, автор либретто Кэйт Карриган, стихи Натан Тайсен, режиссер Марк Бруни) …

Будут ли поставлены остальные мюзиклы на тему «Гэтсби» пока неясно…

***

Мое лично отношение к роману двойственное. Мне кажется, здесь неточность уже в названии… Роман называется «Великий Гэтсби», но Гэтсби не является главным героем этого романа. Пожалуй, более важным героем является рассказчик, Ник Каррауэй, о нем рассказано более подробно, его линия более ясная… Также понятен Том Бьюкенен, богач и хам, муж девушки-красавицы Дейзи, тоже богачки, но нещадно изменяющий ей с заурядной девицей, дочерью владельца бензоколонки Миртл. Все эти характеры, эти персонажи понятны, и банальны, их жизнь ясна и прозрачна, все они хотят наслаждаться, война (Первая мировая) кончилась, и им очень нравится пить, курить, танцевать, веселиться, красиво одеваться, а время от времени раздеваться и совокупляться — словом, это «век джаза»…

Именно Скотт Фицджеральд придумал это выражение, и тут ему не откажешь в изяществе и тонкости формулировки.

«Слово „джаз“, которое теперь никто не считает неприличным, означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку. Когда говорят о джазе, имеют в виду состояние нервной взвинченности, примерно такое, какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта».

И эта эпоха ярко нарисована в нескольких его романах.

В этом смысле «Великий Гэтсби» — великий роман.

Сравнительно небольшой по объему, вовсе не претендующий на эпос в духе его современников Томаса Манна или уже упомянутого Фолкнера, в этом романе воссоздана целая эпоха, удивительная эпоха, одним своим концом сползшая в немецкий фашизм, а другим — достигшая невероятных американских чудес: кино, музыки, литературы, не говоря уже о науке, человеческом комфорте и западной цивилизации.

И все же прежде, чем я перейду к рассказу о мюзикле «Великий Гэтсби», задам вопрос: а почему «Великий Гэтсби»? Почему именно этот герой стал поистине образцом для нескольких молодых американских поколений, да и сейчас всем интересен.

Фото Matthew Murphy and Evan Zimmerman

Разбираться слишком долго… Пока задам вопросы и дам краткие ответы…

Итак, кто такой этот парень по имени Джей (полное имя Джейсон Гетц) родившийся в семье бедных фермеров в самом пустынном и бедном штате Америки Северная Дакота?

Да, это безусловно вымышленный персонаж, все детали его биографии придуманы писателем Скоттом Ф.

Однако, как у всякого писателя, у него были свои прототипы и прообразы, свои натурщицы и свои образцы.

Не будем погружаться слишком глубоко в эти подробности, об этом романе написаны десятки книг и сотни диссертаций, желающие могут порыться в Сети.

Меня сейчас интересует вопрос — что именно привлекает уже несколько поколений американцев в этом человеке? Что в нем хорошего? Привлекательного? Манящего? Соблазнительного?

Почему эта книга называется «Великий Гэтсби»? Может быть, надо добавить кавычки — «Великий» Гэтсби»?

И почему главный герой этой книги стал любимым героем американцев, образцом для подражания и образом для восхищения.

Но был ли он героем? Не в смысле «литературным героем», а героем, как мы понимаем это слово в жизни, то есть человеком, который побеждает препятствия, добивается своего, это борец, храбрец, — а, может, и «на дуде игрец», то есть интеллектуал, литератор, музыкант, художник. Ну в общем какой-то выдающийся человек. Великий человек.

Все-таки неслучайно этот роман называется «Великий Гэтсби» Писатель подчеркивает — это необычный герой. Нестандартный герой.

Но когда читатель начинает читать эту книгу, он ощущает что-то непонятное.

Никакого величия в главном герое нет. Наоборот, он человек довольно ограниченный, не особо интересный, не очень умный, не очень образованный. Да, он очень богатый, но сразу становится ясно, что он нувориш, деньги заработал недавно. А как заработал? В романе это не раскрывается, но ясно, что он занимался подпольным бизнесом, скорее всего, торговал алкоголем во времена сухого закона. И если бы он так нелепо не закончил свою жизнь, когда его застрелил владелец бензоколонки, то, скорее всего, за ним бы пришли полицейские и надели наручники.

Да, он красивый. Не зря же в фильмах его играли самые главные красавцы Голливуда — Роберт Редфорд и Лео ди Каприо… Да, он с иголочки одет, и его одежда выглядит даже пошловато и смешновато — розовый костюм, лакированные туфли. Типичный разбогатевший нувориш.

Фото автора

В чем смысл его жизни? Нам внушают, что он дико влюблен в Дэйзи, с которой он случайно встретился 5 лет назад.

И, собственно, он стал богатым, потому что хотел доказать ей, что он тоже из высшего общества. И даже дом купил с видом на дом Бьюкененов (это фамилия Дэйзи по мужу)… И устраивает там сумасшедшие вечеринки — чтобы Дейзи увидела, как он гуляет, и пришла к нему на вечеринку…

Все это ужасно неправдоподобно и картонно. Писатель выдумал эту историю, но она и выглядит как выдумка…

Насколько мы знаем, богатые люди живущие на Лонг-Айленде очень легко знакомятся, через country clubs, через гольф или теннис, и легко приглашают соседей в гости — конечно, предварительно проверив их репутацию.

Но «Великий Гэтсби» устраивает эти вечеринки, чтобы Дэйзи услышала чарующую музыку, и пришла к нему в гости…

По-моему, это нелепо.

Но Дэйзи не спешит… Потому что если даже она догадывается, что ее бывший поклонник зазывает ее таким образом, она все равно к нему не собирается. По очень простой причине: она не любит его. Ей на него наплевать. Дэйзи — вполне себе обыкновенная американская мещанка. Она удачно вышла замуж за богача Тома, человека ее круга, и совершенно не собирается заводить интрижки, тем более в соседнем доме.

Это было бы тоже нелепо.

И наконец, самая нелепая вещь — это гибель любовницы Тома, Миртл, под колесами автомобиля, который по случайности вела Дэйзи. Понятное дело, Дэйзи сделала это неслучайно, она жестоко задавила свою соперницу, умышленно наехав на нее.

Ну это уж совсем нелепо.

Любой мало-мальски нормальный человек понимает, что задавить какого-то конкретного человека на улице в темноте — нереально.

Человек, увидев или услышав приближающийся автомобиль, просто отойдет в сторону и сойдет с дороги, и автомобилист, скорее всего, сломает шею себе, но не своей потенциальной жертве… И откуда Дейзи известно, что Миртль выйдет в этот момент из дома и будет стоять прямо на дороге, поджидая автомобиль, который ее задавит?… Вроде никаких причин для суицида у нее не было, она спокойно проживала свою жизнь, особенно имея такого богача Тома в любовниках.

Вообщем как-то это все не бьется.

Это я назвал только 3 нелепости. На самом деле их гораздо больше. Но это не мешает американцам любить эту книгу. Я спросил у одного моего американского приятеля, знатока американского театра и литературы:

— Как ты относишься к роману «Великий Гэтсби»?

И он не задумываясь сказал:

— Я обожаю этот роман!

— А почему — спросил я, и назвал ему кое-что из нелепостей, которые я обнаружил.

А он сказал:

— В этом романе есть удивительная атмосфера, такая, которую не смог описать ни Хемингуэй ни Сэлинджер. А то, что Гэтсби — совсем не «великий», а скорее маленький спекулянт и жулик, перевирающий свою биографию – это никого особенно не волнует.

И тут я успокоился. И понял, что Америка — не Россия, и даже не Европа, у нее другая история и другие критерии.

***

А теперь коротко о мюзикле, который начал свои показы в театре, который называется «Broadway Theater» (между прочим, это один из самых больших по размеру бродвейских театров, в нем 1760 мест, больше него только «Гершвин-Театр», в нем 1900 мест) …

Фото автора

Мы смотрели один из предварительных показов (preview) и конечно, еще возможны изменения и отклонения и в текстах, и в постановке. Премьера будет только через 2 недели.

В целом постановка хорошая. Сказать чтобы великолепная, я не могу…

Она очень традиционная, действие в ней происходит там, где это должно быть, то есть в 20-х годах прошлого века. Да, «век джаза», вполне ожидаемые костюмы и декорации, да и музыка в этом же духе. Было бы нелепо запузырить туда какой-нибудь рок-н-ролл или рэп. Нет, все чинно, так, как ожидают туристы.

Фото Jeremy Daniel

Хорошие актеры, не особенно известные, но уже с большим списком сыгранных ролей. В роли Гэтсби — Джереми Джордан, красивый парень с хорошим голосом, чем-то внешне похож на Леонардо ди Каприо… Хорошо поет и играет Ева Ноблезада, она уже получила номинацию на премию «Тони» за роль в ныне уже почтенном мюзикле «Царство Аида» («Hadestown»). И она тоже похожа на Дейзи из фильма 2013 года (там эту роль играет Керри Маллиган, та самая актриса, которая играла жену Леонарда Бернстайна в фильме «Маэстро»).

Да и все остальные вполне хороши.

Режиссер Марк Бруни пока особых звезд не хватал, и не имеет никаких особых наград. Однако он пока еще молодой и наверняка получит хотя бы номинацию на премию «Тони», а может, и какую- нибудь премию.

Что касается музыки, то я бы отметил странное разделение. В первом отделение все музыкальные номера показались скучными и неинтересными. И номер Открытия. И ария Джея Гэтсби, и Дуэт Гэтсби и Дэйзи были написаны и исполнены очень профессионально, но без искры, ни у создателей, ни у исполнителей этих номеров.

Фото Matthew Murphy and Evan Zimmerman

Однако после антракта все как-то переменилось. И первый же номер вдруг «захватил».

Это номер некоего Вольфшайма, темного и теневого персонажа, который и в книге, и в спектакле играет весьма второстепенную роль. Мы знаем о нем только то, что именно он был соучастником всех «незаконных делишек» нашего героя, и именно он ввел амбиционного Джея, в тёмную часть общества, где зарабатывают большие деньги.

Я бы выделил этого артиста, его зовут Эрик Андерсон, он уже играл во многих спектаклях и в Нью-Йорке, и в других городах, и эта его работа явно заслуживает какого-то приза.

А может, просто музыка классная получилась… Этот номер вызвал бурные аплодисменты публики, и дальше неожиданно все «повернулось» в лучшую сторону. 

И дуэт Ника и его подруги Джордан, и Ария Миртл, и дуэт Дэйзи и Гэтсби показались мне очень классными бродвейскими номерами…

Фото Jeremy Daniel

Конечно, это не шлягеры из «Кабаре», или «Чикаго», сейчас так уже никто не пишет…

И все-таки бродвейская сцена требует хитов, которые зрители напевают, выходя из зала. И здесь, кажется, это получилось.

Фото автора

Посмотрим, что будет дальше.

В этом году много интересных новых спектаклей, и битва за «Тони» будет серьёзной.

Фото из личного архива

Надо все успеть посмотреть…

Обсудить на сайте