Как общаться с подростками?
Подростки – это переходный возраст между детством и взрослой жизнью, когда происходят значительные физиологические, психологические и социальные изменения. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Внутренние переживания подростков могут быть сложными и разнообразными. Они часто испытывают стремление к самостоятельности, но в то же время нуждаются в поддержке и направлении. В этой статье хочется раскрыть наболевшие темы родителей и дать рекомендации, которые вы можете использовать для улучшения ваших взаимоотношений.
На своих консультациях часто слышу переживания родители, связанных с цифровой зависимостью и нежеланием учиться. С развитием технологий дети проводят больше времени в интернете, что может привести к зависимости от гаджетов и социальных сетей. Это создает проблемы с общением в реальной жизни и ухудшает семейные отношения. Родители не знают, что предложить взамен современных девайсов. И ценности значительно разнятся меж поколениями, и это приводит к сложностям во взаимоотношениях.
Родитель может чувствовать себя виноватым или беспомощным в отношении зависимости своего ребенка от цифровых устройств.
Дети и подростки выбирают цифровые зависимости по разным причинам, и каждый случай может иметь свои уникальные обстоятельства. Ниже приведены некоторые из основных причин, почему дети становятся зависимыми от цифровых устройств и интернета.
- Потребность в социальной связи: для многих детей и подростков, интернет и социальные сети представляют собой возможность поддерживать общение с друзьями и общаться с ними, особенно в ситуациях, когда они не могут встретиться лично.
- Поиск развлечений и убежища: цифровые развлечения, такие как игры, видео и социальные сети, могут помочь отвлечься от неблагоприятных событий. Отвлечься от рутинных дел.
- Расширение круга общения: цифровые технологии позволяют детям и подросткам познакомиться и расширить круг по интересам.
4. Выражение эмоций и чувств: подросток может безопасно выражать и проживать свои чувства в играх, такие как гнев, страх, фрустрация. Это помогает снять эмоциональное напряжение.
Конечно, суть рамок использования цифровых устройств для подростков заключается в установлении четких и понятных правил, которые регулируют и ограничивают время, способы и содержание использования этих устройств. Определение разрешенных и запрещенных видов контента для просмотра может определять родитель.
Не стоит забывать и о вреде цифровых технологий.
1. Ущерб здоровью: чрезмерное время, проводимое перед экраном, может привести к различным физическим проблемам, таким как сухость глаз, ухудшения зрения, нарушения сна и даже проблемы со спиной из-за плохой осанки.
2. Социальная изоляция: погружение в мир виртуальной реальности может оторвать детей от реального мира и привести к социофобии.
Если подросток игнорирует установленные рамки использования цифровых устройств, это может быть вызвано различными причинами, включая нежелание соблюдать правила, недостаточное осознание их важности или простое желание проверить границы. В такой ситуации важно применить стратегии, которые помогут повысить осознанность подростка относительно последствий его действий и мотивировать его соблюдать установленные правила. Вот несколько возможных стратегий.
- Донести важность: проведите открытый и честный разговор с ним о важности установленных рамок использования цифровых устройств. Попытайтесь объяснить, как их игнорирование может повлиять на здоровье, образование, отношения и безопасность. Объясните свои опасения и беспокойства относительно зависимости от экранов и попытайтесь прийти к взаимопониманию. У подростков нет цели расстраивать родителей, они также переживают за вас, хоть и выглядят порой недоступными ежиками.
- Установить границы и правила использования: позвольте ему выразить свои мнения, предложить свои идеи и участвовать в разработке правил. Включение подростка в этот процесс может повысить чувство ответственности и сделать более мотивированным, соблюдать установленные правила. Вместе с ребенком установите четкие правила использования цифровых устройств. Может включать в себя определенное время, которое может проводить перед экраном, а также определенные моменты, когда использование устройств недопустимо (например, во время еды или перед сном).
- Поддержка и понимание: поддержите подростка и проявите понимание и заботу. Для улучшения взаимоотношений с ребенком, особенно если он зависим от цифровых устройств, рекомендуется чаще проводить время вместе без девайсов, найдите интересные темы для разговоров (где не будет вопросов об успеваемости в школе). Важно показать, что вы его любите в любых проявлениях и он может всегда обратиться к вам за помощью, что бы ни случилось. Для детей важно осознавать, что семья – это про доверие, безопасность и, конечно же, принятие. Выделите время каждый день для проведения времени вместе. Даже если всего лишь 30 минут, эти минуты уделены именно ему, ребенок будет чувствовать значимость. Это могут быть прогулки, просмотры кинофильмов или телепередач с последующим обсуждением. Расскажите о своем детстве и подростковом периоде, это всегда интересно послушать, особенно если это касается традиций. Можно создать свои традиции с ребенком. Ваше внимание – самый ценный подарок, который вы можете дать ребенку. Уделяйте его качественно и с любовью.
Если подросток не слышит или игнорирует установленные правила относительно использования цифровых устройств, это может быть вызвано несколькими причинами, включая нежелание следовать правилам, сопротивление авторитету или недостаточное понимание важности ограничений. В такой ситуации можно применить следующие стратегии.
- Установить последовательные последствия: определите последствия для нарушения правил использования цифровых устройств и сообщите о них подростку. Подросток может забывать или намерено нарушать границы, и здесь хорошо бы разграничить эти понятия. Хочется пояснить, что в этом возрасте наказания лучше использовать в позитивной форме. Не лишайте того, что ему нравится, чтобы не вызывать агрессию и не потерять авторитет, лучше использовать наказание в позитивной форме – пусть он будет должен делать то, что не нравится, например: не лишиться гаджетов, а мыть обувь за всех, прочитать дополнительно книгу, отжаться 100 раз. Вы сами, исходя из его интересов, можете это определить. Помните, что каждая ошибка – это урок, а не повод для наказания. Ошибаются все, не стоит этого боятся или избегать, лучше учиться на чужих ошибках и правильно делать выводы. Поддерживайте ребенка в поиске и исправлении этих ошибок.
2. Поощрение положительного поведения и соблюдения правил поможет сформировать здоровые привычки, которые, по сути, и формируют характер подростка. Похвалите его, когда он соблюдает установленные временные рамки для использования устройств или успешно выполняет другие обязанности. Покажите, что приятно, и вы цените, можете доверять и положиться на него.
Попытайтесь выяснить, что могло бы мотивировать подростка соблюдать установленные правила. Может быть, это возможность получить вознаграждение за соблюдение правил или избежание негативных последствий. Важно, чтобы вознаграждение было справедливы. Будьте твердыми и последовательными.
Когда дети скандалят, им хочется внимания. У нас, взрослых, должна быть рефлексия, мы должны остановиться и в моменте сказать: стоп, что сейчас происходит, что я сейчас делаю? Это как проход по тонкому льду.
Для старшего поколения дети всегда остаются детьми. Сложно принять, что ребенок уже вырос и не нуждается в ваших советах, но ему важна ваша поддержка.
Обратите внимание на корни проблемы: важно выяснить, что именно приводит к агрессивному поведению подростка при ограничении доступа к цифровым устройствам. Возможно, есть нерешенные проблемы или стрессовые ситуации, которые нужно учесть и обсудить.
Внутренние переживания подростков.
- Идентичность: Подростки ищут сво место в обществе, определяют свои ценности, интересы и убеждения. Этот процесс может занимать длительный период. Не стоит воспринимать близко к сердцу его увлечения и стиль одежды, это все временно.
- Эмоции: в это время могут возникать сильные эмоции, такие как раздражение, тревога, радость или грусть, из-за изменений в гормональном фоне и социальном окружении. Здесь хочется отметить, что каждое слово, брошенное в адрес подростка, должно быть отфильтрованным, потому может быть болезненное, воспринятым, и привести к последствиям.
- Давление: подростки могут ощущать давление со стороны сверстников, общества, школы или семьи, что может вызывать стресс и неуверенность. Не вмешивайтесь излишне, если вас не просят. Дайте подростку личное пространство, не навязывайте свое мнение и не старайтесь контролировать его жизнь. У них есть не только обязанности, но и права. Хорошо бы напоминать себе, что дети не должны относиться к собственности. Они не должны реализовывать наши амбиции и несбыточные мечты. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. У каждого свой путь и свои достижения.
Для установления доверительных отношений с подростками важно следовать нескольким советам.
- Уважение личного пространства: подросткам нужно чувствовать себя независимыми, поэтому важно уважать их личное пространство. Не стоит наводить порядок без согласия, навязывать свой вкус.
- Слушайте и понимайте: важно быть открытым для общения, слушать подростка без осуждения и понимать точку зрения. Хотя порой это и бывает сложно, но таким образом мы передаем важный навык, который им пригодится в жизни при дальнейших коммуникациях. Вы удивитесь, нам есть чему поучиться у детей. Они живут в современном мире и в соответствующем ритме, а мы порой не успеваем шагать в ногу со временем.
- Поддержка и направление: помогите подростку развивать навыки принятия решений, решения проблем и управления эмоциями. Помогайте ребенку учиться на примерах, а не только на словах. Будьте примером тех качеств, которые хотели бы видеть в нем.
- Будьте открыты и доверчивы: рассказывайте подростку о себе, своих ошибках, радостях и сожалениях, чтобы он мог почувствовать ваше доверие.
- Интересуйтесь мнением подростка: поддерживайте его чувство значимости, хвалите и благодарите, чтобы он понимал, что мнение важно.
Следуя этим рекомендациям, родители могут создать среду доверия и понимания с подростками, что способствует более гармоничным отношениям в переходном возрасте.
Взаимодействие с подростками требует терпения, понимания и эмпатии. Помогая осознавать чувства и мысли, вы можете укрепить связь с ними и помочь успешно пройти важный этап жизни.
Дети – наш лучший проект, и в силу наших культур и традиций в каждой семье выстраиваются свои методы и стратегии воспитания, каждый может выстроить свою, важно, чтобы это не был манипулятивный процесс. Можете вспомнить себя, когда были подростком, и то, как вам хотелось независимости от мнения родителей. Если хотите привить навык, должны обладать им сами, он должен быть сформирован и отработан.
P.S. Помните, что родительство – это не только воспитание ребенка, но и постоянный процесс самосовершенствования. И если углубиться в корень слова "воспитание" - питание, питать, то лучше всего напитывать детей любовью! Поверьте, любовью невозможно избаловать. Хотя многие захотят поспорить с этим.)Фото обложки из личных архивов автора блога.