Делу-лу Ленд. О чем я хочу читать в российских lifestyle-медиа
Это только цветочки
В 1977 году в журнале Vogue было опубликовано эссе всемирно известного автора. Сегодня считается, что именно в этом материале он предсказал бум социальных медиа. Среди прочего там были такие слова:
«…Это будут просто-напросто электронные обои, фон к основной программе, где каждый из нас будет одновременно звездой и второстепенным героем. Каждое наше действие, связанное с какой бы то ни было сферой личной жизни, будет записываться на пленку в течение дня. Вечером мы будем отсматривать лучшие кадры, отобранные специально обученным компьютером: наши самые остроумные диалоги, самые трогательные выражения лица с самыми добрыми фильтрами. А потом будем собирать это все в одну ультраяркую картину дня».
Ничего не напоминает? Автор буквально предвидел Instagram* вплоть до фишки с фильтрами — разве что не предрек запрет соцсети в России. Теперь откройте айфон, приложение «Фото», вкладка «Для вас» — там «специально обученный компьютер» уже собрал «Воспоминания» — подборки ваших лучших кадров. Ну, короче, вы поняли.
Спустя десять лет, когда еще не было всемирной сети интернет, этот же человек описал YouTube:
«Каждый дом превратится в личную телестудию. Мы все будем одновременно актерами, режиссерами и сценаристами собственного сериала. Люди начнут снимать себя. Они станут сами себе телепрограммами».
Автора этих строк зовут Джеймс Баллард. Знаменитый писатель-фантаст, которого нет в школьной программе, но те, кто хоть немного интересуется модой, наверняка слышали его имя совсем недавно: рассказ Балларда «Сады времени» стал темой самого громкого светского мероприятия в году — бала Met Gala. Мероприятия, каждый год приносящего десятки миллионов просмотров и упоминаний журналу, в котором Баллард когда-то опубликовал свою пророческую статью о способе получения этих самых просмотров.
Оставлю вопрос о том, что практически никто на балу не отыграл ни эту историю, ни рассказ, давший тему для бала. Met Gala — 2024 можно было с таким же успехом назвать «Только цветочки» или «Сады Придонья». Пара ягодок, на мой дилетантский взгляд, все же промелькнули, но сейчас речь о другом. Во всей этой истории меня бесит, что о таких важных для понимания, любопытных деталях я читаю только в зарубежных медиа. Ни один русскоязычный fashion-блогер, ни одно lifestyle-издание, ни один модный Telegram-канал не продвинулись дальше обсуждения поверхностей — одежды и мейкапа — в сторону погружения в контекст, более глубокого анализа — того, что разборчивый читатель ждет от людей разбирающихся.
А на балу, тем временем, было, что изучить поподробнее.
Я и бал
Поймите правильно, я совсем не модник. Я — фанат истории, которому осенью прошлого года алгоритмы стали подкидывать выпуски «Модного подкаста» о происхождении и развитии fashion-брендов. Сначала ты смотришь их, потом тебе прилетают блоги Александра Рогова и Гоши Карцева, потом «Позавчерашние новости» Маши Миногаровой. Обряд инициации закончился приобретением таби — купил их в полуневминозе к своей обувной полке из трех «ньюбов», до сих пор не помню как.
Еще я теперь знаю, что такое растяжка цвета, почему Демна Гвасалия всех достал и сколько на самом деле великих Михаилов Барышниковых.
Мне все это дико нравится — читать о моде, смотреть ее. Но как будто бы fashion-критика на русском языке все еще держится на примитивных оценках — красиво-некрасиво, модно-немодно, носибельно или нет, в тренде или устарело. Хотя те же детали о теме Met Gala, которые на самом деле-то закопаны не так глубоко, помогают лучше понять происходящее на красной (или зеленой, не важно) ковровой дорожке.
Вот смотрите, кто, например, на самом деле точнее всех попал в дресс-код бала? Правильного ответа, конечно, нет. Но я напомню, темой бала были не просто цветы, а рассказ Балларда о графе и графине, которые живут на вилле, обнесенной забором, за ним чернь, она вот-вот захватит графскую семью, супруги срывают в саду цветы, отдаляющие наступление людских масс на их дом. Драма в том, что количество цветов конечно. И написал это все футурист, предсказавший сегодняшнюю популярность социальных медиа.
Мне кажется, именно эту тему, а не «florals for spring», обыграли те самые, доставшие всех, и даже друг друга, братья Гвасалия. Демна одел Изабель Юппер в копию платья, закрывавшего выставку Метрополитен-музея и сшитого прапрабабушками актрисы. Юппер в новом платье на фоне его первой, теперь уже страшно хрупкой, версии — тонкий символ времени и постоянной смены разрушения созиданием, образ, за которым вдобавок ко всему стоит очень личная история — самая большая роскошь в современном мире, готовом покупать искусственно состаренные вещи за тысячи долларов.
Младший брат — Гурам — в лучших грузинских традициях растянул праздник на несколько дней. Еще до Met Gala по соцсетям расходились выходы дизайнера с Doja Cat — в скотче, простыне, полотенце и наконец в простом мокром платье. Игрушечный роман с походами по магазинам и за кольцом в ювелирный. Все угадали пародию на Бьянку Цензори с Канье Уэстом — экс-супругом Ким Кардашьян. И как в связи с этим не вспомнить слова Балларда все из той же легендарной статьи на Vogue: «Независимо от роли в доме, каждый из нас, не выходя из комнаты, станет героем семейной драмы с родителями, мужьями, женами и детьми, низведенными до второстепенных ролей». Не знаю, кто из поп-гениев стоит за этим переливающимся совпадением деталей — Демна, Гурам или Канье. Хотя чего лукавить. Все мы знаем, что Крис Дженнер.
Смотрите наверх
Рассказ Балларда посвящен не только жестокости времени, но еще социальному неравенству, которое как будто бы превозносится на ежегодном балу Института костюма. Культурный обозреватель BBC Розалинд Джана увидела в этом «прелестную иронию» темы Met Gala 2024. И она очень остро ощущается, когда видишь фото, сделанные не фотографами у дорожки, а людьми у ограды чуть подальше от входа в Метрополитен-музей. На глазах у просто одетой публики друг за другом вверх по лестнице поднимаются селебрити в люксовых брендах. За выкриками фотографов они вряд ли слышат людей из-за ограды. Те в этот раз кричали: «Свободу Палестине!»
Вот так первая майская неделя началась с Met Gala, а закончилась как будто бы эхом тех же лозунгов, но уже на противоположном конце света, на другом ежегодном мероприятии. Зрители на финале Евровидения освистали участницу из Израиля и исполнительного супервайзера Мартина Эстердаля. На конкурсе, который проходил под лозунгом United by music (что на русский можно перевести как «Музыка нас связала») переругались почти все. Дело в том, что на Евровидение запрещает своим участником политические высказывания во время соревнования — таковы правила, — но обстановка в мире накалилась настолько, что аполитичность пусть и песенного состязания уже тоже вызывает язвительные вопросы и критику. Как ни пытались ведущие игнорировать происходящее, во время трансляции все отчетливо слышали протяжное «бу» из зала. Здесь, как и на Met Gala, была своя «прелестная ирония» — в критически поляризованной Европе победила самая нейтральная в мировой истории страна — Швейцария.
Это я все к тому, что от модной критики и глянца ждешь не только более глубокого погружения в контекст, но еще выхода за его рамки, чтобы получить целостную картину — не тупо новостную, а осмысленную, публицистическую. Мир давно превратил реальность в ленту соцсетей, историю — в stories, важные события забываются спустя пару дней, любого человека — живого и нет — можно легко забанить. Только функция «закрыть комментарии» начала давать сбой. И как это все перекликается с последними модными и культурными событиями — и с Met Gala, и с Евровидением, да даже с последним показом Balenciaga со светодиодными экранами вместо стен, который доводит состояние delulu до такого абсурда, что ты начинаешь в нем тонуть. Спасательный круг я лично жду от lifestyle-изданий — все же не зря в их названии есть слово «жизнь».
*Принадлежит корпорации Meta , признанной в РФ экстремистской