Лучшее за неделю
Елена Пальмер
31 мая 2024 г., 19:26

Вперед, в детство!

Новый удивительный фильм Адама Сэндлера уже доступен на Нетфликсе
Читать на сайте

Этот фильм критики Rotten Tomatos забросали гнилыми помидорами. То же сделали обозреватели на сайте Метакритик. Газета Гардиан охарактеризовала фильм как что-то среднее между благородным провалом и глупым выкрутасом. В издании Телеграф признали историю очень странной, а ее киновоплощение унылым. И наконец Нью-Йорк Таймс, отбросив церемонии, подвела неутешительный итог: это и в самом деле очень плохой фильм.

Итак, речь идет о новом фильме Адама Сэндлера «Космонавт», что вышел на Нетфликсе 1 марта.

Здесь и далее кадры из фильма "Космонавт" / Фото здесь и далее: Netflix

Конечно, Сэндлеру к плохим отзывам критиков не привыкать — абсолютное большинство фильмов, к которым он имел отношение как актер или как продюсер, получили резко отрицательные оценки со стороны профессионалов. Двадцать из фильмов «завоевали» непочетную премию «Золотая Малина», а три ленты так и просто вошли в Голливудский список «самых худших фильмов когда-либо снятых». Но почему-то все эти раскритикованные в пух и в прах фильмы стали сверхуспешными в прокате. И вместо того, чтобы завершить «неудачную» кинематографическую карьеру, как советовали ему коллеги, Сэндлер в 2014 году подписал исторический контракт с Нетфликсом на 4 фильма.

— Как же так, — удивлялись и завидовали коллеги. — Ведь у него такие низкие рейтинги!

— Зато высокий доход, — отвечали из стриминга. И в 2020 году назло критикам подписали с Сэндлером ещё один контракт на 275 миллионов.

В результате, к 2023-му году наш «неудачник» обогатился на 73 миллиона и был назван Forbes самым высокооплачиваемым актером Голливуда. А в марте этого года его торжественно провозгласили иконой People's Choice Icon на 49 People's Choice.

Настало время задаться вопросом — а в чем же его секрет? Эх, если бы так легко было разгадать секреты гениев… В чем секрет Моны Лизы? Лунной сонаты? Лебединого озера? Возможно, мы это и узнаем когда-нибудь в нано-квантовом будущем… Пока же, давайте попробуем разобраться с «Космонавтом».

Признаюсь сразу: я мнение критиков понимаю, но не поддерживаю. По сравнению с релизами последних лет — это фильм совсем не плохой. Даже, можно сказать, хороший. В какой-то степени просто замечательный фильм.

Во-первых, Сэндлер в главной роли очень хорош. Староват, конечно, для героя космической одиссеи — ему 58. Но хорош. Во-вторых, все мы знаем и уважаем режиссера Йохана Ренка —  создателя блистательного сериала «Чернобыль», за который он получил премию «Эмми» и Премию гильдии режиссеров. Ренк также снял один эпизод для «Ходячих мертвецов» и три эпизода для сериала «Во все тяжкие» — а на эти проекты плохие режиссеры не попадали. И в-третьих, причудливая психоделика Макса Рихтера — остро-модного в мировом бомонде композитора — как нельзя лучше подходит к настроению и к видеоряду.

Эти трое, кстати, появились на свет почти одновременно в 1966 году, по гороскопу являются «огненными лошадьми», и на съемочной площадке понимали друг друга с полуслова, сотворили забавное и печальное, умное и глупое, высокохудожественное и примитивное путешествие на край вселенной. Находится этот край где-то сразу за Юпитером в детской спальне героя прямо под его подушкой на границе солнечной системы. Чтобы добраться туда герою понадобился целый год и помощь личного психиатра.

История простая: пока герой в космосе выполняет важнейшее поручение учёных, его беременная жена (актриса Кэри Маллиган) решает подать на развод. И задачей героя становится не спасти мир, а удержать собственный брак от распада. Действие разворачивается неспеша, без особых кинематографических фокусов. Зато поклонники Сэндлера имеют достаточно времени насладиться лицезрением своего любимца, плавающего в невесомости.

И вдруг — как раз в тот момент, когда мы решаем, что с нас достаточно, и палец потянулся к кнопке «стоп» — все меняется. На борту космического корабля появляется гигантский паук. Становится немного интереснее, но не слишком. Ведь у нас нет сомнений, что герой всего лишь сходит с ума, и паук — фантомный. Мало ли чего может себе нафантазировать одуревший от одиночества человек? Но шестиглазый чудик оказывается настоящим инопланетянином. Его зовут Хануш, у него светские манеры почти как у сэра Энтони Хопкинса, он не прочь поболтать на абстрактные темы, любит орехово-шоколадное масло и профессионально разбирается в строении вселенной. Мы ожидали какого угодно развития сюжета — только не такого.

Мы — это искушённые взрослые зрители, к коим вне всяких сомнений относятся и профессиональные кинокритики. Кто-то из нас ждал от фильма экскурса в историю освобождения Чехословакии от нехороших коммунистов. Ведь герой родился и вырос в социалистической Чехословакии, его отец был при социализме убеждённым слугой режима, стукачом, палачом и тиранил членов собственной семьи. По крайней мере, именно этому аспекту было уделено огромное внимание в романе «Космонавт из Богемии» Ярослава Калфаржа, по которому снят фильм. Но нет — в фильме про историю Чехословакии нет ни слова. Да и к чему она? Ведь травмы детства есть у всех людей — так по крайней мере уверяют нас психологи, а межличностные взаимоотношения, в том числе отношения между мужьями и женами, складываются непросто в любой точке земного шара.

Другие как раз надеялись на психологически проработанную линию взаимоотношений мужа и жены. Но она оказалась не только не проработанной, но просто брошенной. Ясно лишь одно: жена — вся белая и пушистая, а муж, махровый эгоист, сбежал от нее в космос аж на целый год.

Поклонники научной фантастики ожидали захватывающую космическую эпопею. Но герой поболтался в открытом космосе пару минут — и на этом весь экшн закончился.

А в это время простые неискушенные зрители по всему миру не на шутку полюбили фильм, льют горькие слезы по паучку, чья смерть в конце сюжета оказалась трагедией для их нежных сердец. Очаровательное членистоногое завирусилось в Тик-Токе. И все благодарят Адама Сэндлера с командой за прекрасную работу.

Как объяснить такую полярность в восприятии?

Режиссер Йохан Ринк считает, что личный опыт каждого зрителя определяет то, что он видит в фильме. Иными словами, красота — в глазах смотрящего. И там, где один увидит халтуру, другой признает шедевр. Но это всего лишь банальная истина, не дающая ответа на вопрос. А вопрос такой: Как же так? Неужели три больших мастера кино решили сварганить бессовестную халтуру, чтоб получить Нетфликсовские денежки?

Отвечаю. Не совсем. Просто они воспользовались ситуацией. Ведь Нетфликс фактически предоставил Сэндлеру карт-бланш, оплатив его фильмы вперёд, и это дало им возможность оторваться на всю катушку. Не сдерживаемые продюсерами, сметами, супервайзерами и прочими скучными реальностями кинопроизводства, они повели себя как ребячливые подростки, которые отказываются взрослеть. В психологии это явление давно известно как «синдром Питера Пэна». Сегодня же таких людей политкорректно (чтобы избежать медицинского термина «синдром») называют «кидалтами» (kidult — от англ. kid — ребенок и adult — взрослый) - то есть «взрослыми детьми».

Вот тебе, Нетфликс, и результат выплаты творцам стопроцентного и безвозвратного аванса. Кидалты кинули Нетфликс. А что же Нетфликс? А ничего. Ведь там работают такие же кидалты. Они понятия не имеют, как делается настоящее кино, не умеют отличить плохое от хорошего в искусстве и превыше всего ценят свои большие зарплаты и беззаботность. Похоже, эпоха Феллини и Тарковского окончательно канула в небытие. Кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась … выросли вот такие вот цветочки.

Отсюда рекомендация: не выбрасывайте детские игрушки, когда становитесь старше. Они вам еще очень могут пригодится. И не удивляйтесь появлению паука в вашем космическом корабле или инопланетян в вашей спальне. Вперед к детству!

Обсудить на сайте