«Делай добро и бросай его в воду»
Экологичными принципами ведения бизнеса, социальной ответственности и благотворительности поделилась Анастасия Насибуллина, бизнес-ментор собственников производственных компаний
Анастасия, расскажите про ваши основные принципы ведения бизнеса.
Давно ни для кого не секрет, что в малом и среднем бизнесе побеждают не технологии и патенты, а сильные команды. Для меня, как для лидера компании важно, насколько глубоко команда руководителей понимает мои ценности, так как это не только удерживает нас вместе, но и позволяет расти.
Поэтому основной принцип для меня — это жить и работать исходя из личностных ценностей, главная из которых — доверие.
Ещё для меня важен клиентоориентированный подход, когда клиент не только покупатель, но и коллега следующего этапа производства и смежного отдела. Это отражается и в сотрудниках, и в руководителях.
Ответственность и лидерство – это когда мы себя считаем причиной любого результата, не ищем виновных, а ищем способы и варианты.
Качество и улучшение: когда мы не останавливаемся, а находим, что можно улучшить, как сократить сроки, повысить технологичность, снизить издержки и так далее.
Лично вы занимаетесь социальными проектами?
Социальная ответственность — это неотъемлемая часть лидерства. Невозможно быть во главе большого коллектива и не брать на себя социальную нагрузку. Для нас социальные проекты начинаются от поддержки районных садов и школ — насыпать весной свежий песок в песочницы, поменять батареи, обслужить систему отопления в сезон, и заканчиваются помощью своим сотрудникам со всеми их значимыми семейными событиями.
В этом году мы также реализуем проект высадки деревьев в поддержку экологических инициатив области.
Важно ли бизнесу быть социально-ответственным? Предприниматели — люди, которые всегда считают деньги. Это вообще выгодно или лишние траты?
Бизнесу важно быть социально-ответственным. Потому что он создаёт сообщества и лидирует в них, транслируя свои ценности: своим командам, своим покупателям, своим партнёрам.
Все то, что мы выпускаем в мир, мы получаем обратно, это закон. Поэтому важно занимать авторскую позицию, брать на себя ответственность и социальную нагрузку. Я в этом совершенно уверена.
Что для вас благотворительность? Считаете все должны помогать?
Благотворительность — это желание делиться. Делиться можно по-разному: временем, энергией, деньгами, вещами.
Но первично тут именно желание, которое рождается из любви, социальной ответственности или, в некоторых случаях, чувства вины.
Я не считаю, что делиться должны все. Тогда благотворительность превратилась бы в повинность, что в корне противоречит самой семантике этого слова.
Но очень полезно делать то, что делает ряд тв-шоу — а именно рассказывать истории искренней помощи, показывать, как это работает для тех, кому помогают, и для тех, кто помогает. Как это заряжает, даёт шанс, спасает — все эти истории вдохновляют, сеют зерна будущей новой благотворительности.
На одной из программ вы помогли девочке в непростой ситуации, вы будете отслеживать ее судьбу? Вообще важно получить обратную связь?
Мне будет очень интересно узнать о судьбе героини и ее семьи спустя какое-то время.
Но я выучила урок в своей жизни, что помощь может как нести благо, так и вред. Случается порой так, что помощь становится навязчивой, перерастает в контроль подопечного, тогда это уже не добро, а зло. Помощь не должна лишать мотивации, желания бороться, трудиться. Не должна быть избыточной и навязчивой. И здесь я больше склоняюсь к принципу «делай добро и бросай его в воду».
Поэтому я бы незримо навела справки и поинтересовалась бы судьбой героев, не стала бы звонить и спрашивать: «Ну как там моя печка, заработала вам денег?»
Есть такое выражение — бизнес нужен не для прибыли, он создает новые смыслы. Согласны?
Любой бизнес создаётся из смыслов, из задумки и романтического порыва предпринимателя сделать мир в чем-то лучше.
Но прибыль — это социальная ответственность бизнеса как в цепочке взаимодействий поставщики-клиенты-государство-налоги, так и в отношении сотрудников, поверивших в компанию, доверивших свое время, внимание, свой ресурс лидеру и компании.
Прибыль — это классно и здорово, это налоги, рабочие места и стабильное, надежное будущее семьям сотрудников, это развитие продукта, повышение технологичности процесса, это инновации.
Это выстраивание и ведение бизнеса так, чтобы доходы росли и служит гарантом того, что мы сможем доносить свои смыслы, улучшать продукт, заботиться о своих клиентах и делать их жизнь комфортнее.
2024 объявлен годом семьи. Можно ли быть успешным предпринимателем, не теряя качества жизни, времени общения с близкими?
2024 год объявлен годом семьи не просто так. В сложные времена, когда на прочность проверяются и люди, и связи, и системы — семейный тыл, фундамент приобретают ещё большое значение. Где, как не в семье черпать силы, вдохновение, получать поддержку, когда рушатся принципы и нарушаются те ценности, которые казались святыми и незыблемыми.
Бизнес требует больших вложений времени и внимания предпринимателя, зачастую конкурирует с семьёй и качеством жизни. И каждый предприниматель может вспомнить периоды, когда приходилось жить на работе, не видя семью, пропуская семейные ужины и нарушая обещания, данные на выходные детям.
Это не делает предпринимателей плохими и никак не оценивает их умение держать пресловутый жизненный баланс, который стал сейчас заезженным клише.
По моему мнению баланс у каждого свой. Можно настроить свою жизнь — работу и роль в семье так, чтобы сохранять ощущение присутствия, достаточности, удовлетворения всех членов семьи. И здесь нет идеальных метрик: сколько, с кем, что и как.
Самое главное в этом процессе — не искать себе кумиров, не искать в нельзаграммах картинок красивых, успешных, сбалансированных жизней и не сравнивать себя ни с кем.
Что бы вы посоветовали читателям?
Быть собой. Ведь вы стали тем, кем стали благодаря тому, что и как вы делали, относились, размышляли и планировали.
Я желаю вам осознавать свои ценности, свое важное, для чего вы делаете то, что делаете. Желаю помнить о своей самоценности и черпать в этом вдохновение.
Ваше вдохновение и ощущение целостного себя создаёт как раз ту наполненность, тот избыток энергии, которым хочется делиться.
Это и рождает настоящую благотворительность, не из чувства вины, а во имя любви. Благотворительность во всех её проявлениях — будь то денежный перевод в какой-то важный для вас фонд, или помощь соседский бабушке с покупкой новой трости, или новогодние подарки в районный детский дом.
Самоценность и наполненность рождают милосердие и любовь.