Как предприниматель написал книгу о предпринимателях для предпринимателей
Вы в бизнесе уже более 20 лет, каких успехов вам удалось добиться за это время?
Да, верно, в бизнесе я с 2004 года, и за это время открыл более десятка разных бизнесов. Начинал я как IT-директор. Первый значимый опыт был в сети супермаркетов «Золотое яблоко». Далее мы с командой работали как 1С-интеграторы, после перешли на автоматизацию электронного документооборота. Мы с партнером автоматизировали несколько тысяч рабочих мест. Это были структуры «Сбербанка», «Газпрома», «Лукойла» и не только. Самый значимый проект — автоматизация электронного документооборота администрации Екатеринбурга, и до сих пор греет душу тот факт, что мы внесли вклад в развитие родного города.
Одна из компаний — типография. Это семейный бизнес, который веду вместе с супругой; наша типография — лауреат более десятка престижных премий, из них две — международные. В 2024 выиграли премию «Золотой меркурий» в номинации семейный бизнес, в 2020 году — премию «Коммерсантъ года», которая присуждается за объективные цифровые показатели бизнеса. Очень необычно, что мы узнали о победе от друзей с церемонии награждения. В своей нише мы по некоторым оценкам входим в ТОП-3 по России. Наш бизнес полностью оцифрован.
Как руководитель вы автократ или прислушиваетесь к сотрудникам?
У меня демократичный стиль управления, местами даже слишком. В нем есть как плюсы, так и минусы. Плюсы: когда я ставлю задачу, мне важно, чтобы человек понял, зачем это делать, куда мы идем. Тогда сотрудник поступает более осознанно. Основные критерии для человека, с которым я буду работать, — порядочность и компетентность. Оба эти фактора важны, и если компетентность еще можно докрутить, то порядочность вряд ли. Также у человека должна быть энергия. Если ее нет, откуда возьмутся результаты?
Если говорить о партнерстве, то здесь я ценю честность, компетентность и открытость, ведь если что-то идет не так, лучше сразу это обсудить. Партнерство — поиск компромисса. Если один партнер будет постоянно проигрывать, а другой выигрывать, первому рано или поздно это надоест, так что должен быть win-win.
Чтобы не останавливаться на своем пути, должна быть мотивация. У каждого она разная: кто-то заряжен на деньги, кто-то хочет изменить мир, кого-то тянет окружение. Меня драйвит окружение и желание сделать мир лучше.
Что самое главное при выводе продукта на рынок?
Скорость, поэтому на начальных этапах чаще работает принцип «ошибайся быстрее». Если сразу шлифовать и доводить до совершенства, теряешь время. Но когда бизнес работает давно, имеет смысл доводить до совершенства. 80% результата достигается с помощью 20% усилий, а остальные 20% результата требуют 80% усилий, поэтому приходится балансировать.
Как вы решили перейти из производственного в медийный бизнес?
Однажды я гулял по солнечному городу Сочи, и мне в голову пришла мысль написать книгу. До этого было много встреч, опыт управления бизнес-клубом, поэтому стало ясно, что есть достаточно связей, интересных героев и интервью. На мой взгляд, обучение от бизнес-практиков эффективнее, чем от учителей без практического опыта. Было много инсайтов на тот момент, хотелось их зафиксировать в виде книги. Конечно, совмещение двух бизнесов требует большого количества времени, но дает связи, новых идеи и энергию.
Предприниматели — всегда очень активные люди. Регулярно читаю книги, в обязательном порядке посвящаю этому около часа в день. Мне не нравится, что даже в хороших бизнес-книгах бывает много воды, отсюда появилась привычка слушать их на двойной скорости. Часто мысль, которую можно описать в одном посте в соцсетях, растягивают на целую книгу в триста страниц, и хорошо, если в ней есть зерно, но бывает, что его и нет.
Появилась цель — сделать книгу от бизнес-практиков с максимальным количеством полезного контента. На сегодня уже провели интервью более чем с 500 предпринимателями, в первую книгу включили сто героев. Некоторые из них в списке Forbes.
Расскажите подробнее о книге
Я надеюсь, что удалось дать в книге максимум пользы. Возможно, ее не стоит читать всю и сразу. Эффективнее изучать по одной главе и откладывать, применять новые знания на практике, а затем двигаться дальше. В такой плотной концентрации знаний есть побочные эффекты, поэтому запоем читать не всегда полезно. Мы старались задавать героям вопросы, которые не имеют «срока годности» и всегда будут актуальны. Хотелось бы, чтобы польза, которую дают ответы на наши вопросы, осталась неизменной и через 50 лет. По моим данным, никто не делал ничего подобного, и ста историй от предпринимателей под одной обложкой нет ни в России, ни за рубежом.
В общем, получилась настольная книга, к которой всегда удобно обращаться. Некоторые говорят, что можно открыть любую часть нашей книги, прочитать две-три страницы и получить ответ на свой вопрос. Все истории очень разные, поэтому основной критерий заключается в том, чтобы контент был вне времени. Для отбора героев мы смотрели рейтинги Forbes, РБК и не только, выбирали лауреатов различных премий или тех, кто просто на слуху. Точки контакта — соцсети, знакомые, электронная почта. На некоторых очень достойных героев мы просто выходили через знакомых. Мы старались привести полный спектр героев — от крупных до обычных предпринимателей, чтобы никто не остался равнодушным. Эта книга для всех, в ней много советов по разным аспектам, поэтому она поможет и тем, кто хочет стать предпринимателем, и тем, у кого большой стаж ведения бизнеса.
В начале нашего пути было много трудностей: без какого-либо портфолио решил написать книгу об известных героях бизнеса. Многие говорили, что это невозможно. Но мы упорно работали и со временем на наши приглашения стали отзываться все больше людей. Это был колоссальный объем работы, на нее ушло около трех лет, и бросить хотелось постоянно, но так как я пообещал предпринимателям сделать книгу, уже не было возмоности остановиться.
Есть ли в планах продолжить написание книг?
Да, мы будем продолжать: фиксируются профильные истории, например, про селлеров маркетплейсов, героев маркетинга и про женщин-предпринимателей. Будем развивать это направление. В проекте задействовано около семи человек. Бывает, что с кем-то из героев мы начинаем дружить или организовываем совместный проект.
Можете ли вы назвать себя успешным человеком?
Успеха как такового не существует. Любое его определение легко опровергнуть. Успех — маркер достижения определенных целей. Кто-то долго работал, купил себе яхту, вышел на ней в море, но рядом с ним прошла яхта в пять раз больше, с борта которой на него иронично поглядывали симпатичные девушки, и он уже почувствовал себя не настолько успешным, понял, что очень хочется яхту побольше. Конечно, несчастным приятнее быть с деньгами, чем без них. Но надо понимать, что, если постоянно гнаться только за успехом, это путь в бесконечность и отличный способ быть несчастным. Всегда будут люди успешнее тебя, и при сверхзначимости успеха данный факт будет приносить дискомфорт.
***
фото обложки — из личного архива Алексея Оносова