Лучшее за неделю
Татьяна Крылова
17 июля 2024 г., 15:44

Виртуальная реальность в изучении языков: глубокое погружение в культурное многообразие и особенности разных профессий

Как виртуальная реальность (VR) меняет современное образование и профессиональную подготовку, рассказала Атабекова Анастасия Анатольевна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков, проректор РУДН по многоязычному развитию.
Читать на сайте
Атабекова Анастасия Анатольевна. Фото из личного архива эксперта.

Сегодня виртуальная реальность – одна из самых быстроразвивающихся технологий, которая находит широкое применение в самых разных сферах, включая медицину, архитектуру, авиацию, туризм, индустрию развлечений, образование. Это обусловлено возможностями VR для создания интерактивных и иммерсивных образовательных практик. Современные VR-устройства дают пользователям возможность погружения в виртуальные среды и использования тренажеров для моделирования социокультурных практик и профессиональной деятельности в различных отраслях. Обновления программного обеспечения и улучшение аппаратных возможностей делают VR доступным и удобным для использования в образовательных целях.

Виртуальная реальность в изучении языков

Виртуальная реальность активно используется для расширения создания иммерсивного языкового опыта, предлагая учащимся уникальные возможности для погружения в иноязычную среду. Среди ключевых способов использования VR-технологий для изучения языков представляется возможным выделить следующие:

  1. Иммерсивные «языковые путешествия», виртуальные посещения страны изучаемого языка, знакомство с ее культурой, историей и традициями, общение с жителями-носителями изучаемого языка. Такая практика помогает совершенствовать умение использовать язык в конкретных ситуациях общения с носителями – представителями конкретной страны.
  2. Интерактивные занятия и симуляции на основе сценариев виртуального общения в различных типовых ситуациях общения (визит к врачу, посещение ресторана, покупки и т. д.), а также ролевые игры в заданных виртуальных контекстах.
  3. Геймификация обучения, проектирование на основе VR-технологий и реализация обучающих игры, которые предлагают решение задач посредством применения языковых умений. Продвижение вперед через определение уровней учащихся в части владения языком и получение ими наград мотивирует к дальнейшему обучению. В этом аспекте также можно отметить и расширение практик VR-квестов, например, на английском языке.
  4. Персонализованность обучения посредством VR-технологий, которые способны адаптироваться под индивидуальные потребности учащихся и таким образом обеспечивают анализ прогресса студента и обратную связь с ним путем анализа ошибок и рекомендаций по их преодолению. Данные технологии также обеспечивают возможность настраивать уровень сложности и тематику занятий в зависимости от уровня знаний и интересов учащихся.
Тестирование курса VR на английском языке для экономистов. Фото из личного архива эксперта.

VR-программы, которые помогут освоить иностранный язык

Обсуждая VR-ресурсы для иноязычного образования, надо отметить, что существуют различные платформы и компании, предлагающие виртуальные экскурсии и сценарии общения на иностранных языках. Так, международная платформа ImmerseMe поддерживает порядка 9 языков и обеспечивает возможность общения по более чем 3000 коммуникативным сценариям. Не менее популярным является приложение Mondly VR. Оно охватывает более 30 языков и обеспечивает практику языкового общения в формате экскурсий, взаимодействия с местными жителями. Конечно, нельзя не упомянуть широко признанную платформу Rosetta Stone VR, которая полезна для изучения иностранных языков, на разных уровнях владения. Аналогичные возможности предоставляют и российские онлайн-школы, например Englex и Skyeng.

Кроме того, есть VR-ресурсы для решения узкоспециализированных задач. Так, например, платформа Lingobus предназначена для изучения китайского языка, в том числе и посредством путешествий по городам Китая и интерактивных занятий с носителями языка.

Платформа Virtual Speech комбинирует VR и искусственный интеллект, нацелена на совершенствование умений проводить презентации, публичные выступления, взаимодействие с работодателем и клиентами на английском языке, предоставляет рекомендации по совершенствованию умений на основе практики конкретного учащегося.

Artspace VR представляет собой социальную платформу, которая позволяет участвовать в различных языковых клубах для практики языка с носителями и различных языковых мероприятиях.

Также можно отдельно отметить платформы для создания образовательных VR-курсов, в том числе и по языкам, например Engage, ресурсы российского ПО, например образовательную среду Warwin Education, которая позволяет создавать и управлять интерактивными 3D/VR/AR/XR-мирами и развивает навыки программирования как у учащихся, так и у педагогов.

Отдельно необходимо остановиться на платформе российской компании VR Supersonic, которая обеспечивает тренировку коммуникативных навыков. VR Supersonic – выпускник второго батча международного акселератора для ИТ-стартапов Sber500. Решение компании уже внедрено в высших образовательных учреждениях и ведущих частных языковых школах на Урале и на Дальнем Востоке, а также вузах Москвы (МГИМО и РУДН). Данная платформа также востребована в корпоративном сегменте. Среди клиентов: Hoff, сеть ресторанов «Своя Компания», автодилер РОЛЬФ, банки и ведущие ритейл-сети РФ.

Разработанная данной компанией платформа позволяет создавать интерактивные диалоговые VR-симуляции, в зависимости от степени сложности, за 20-40 минут. Запатентованная технология автоматически преобразует текст в интерактивную ролевую VR-симуляцию, при этом не требуются навыки программирования. Далее студента встречает VR-наставник, который формулирует задачу, отслеживает ее выполнение и корректирует результаты при необходимости. 

На платформе также фиксируются промежуточные и итоговые академические результаты учащихся в режиме реального времени. Кроме того, на данной платформе у преподавателя есть возможность создавать как простые линейные, так и комплексные диалоги, в которых модель поведения виртуального собеседника будет меняться в зависимости от речевого поведения учащегося. При этом искусственный интеллект оказывает поддержку в качественном совершенствовании текстов.

В России на базе данной платформе специалистами Центра РТИ ДВФУ уже разработан курс по изучению английского языка Varvara, а специалистами МГИМО и РУДН спроектированы  курсы различных профессионально ориентированных дисциплин по освоению английского языка.

Образовательные тренды

Именно практика МГИМО и РУДН является новым трендом в использовании VR-технологий для языкового образования. Эти вузы одни из первых в образовательной VR-практике используют соответствующие технологии для обучения иностранным языкам в различных контекстах будущей профессии.

Так, в РУДН в настоящее время платформа VR Supersonic проходит апробацию для последующего внедрения на занятиях по профессионально ориентированному изучению иностранных языков: английского, французского и других языков. Планируется, что решение будет внедрено в учебный процесс до конца 2024 года.

Апробация курса VR в Юридическом институте РУДН. Фото из личного архива эксперта.

На сегодняшний день преподаватели РУДН разработали 5 курсов (66 тематических модулей) по английскому языку, в том числе для деловой и научной коммуникации, а также для студентов различных специальностей (инженеров, экологов, экономистов, юристов). Надевая очки виртуальной реальности со встроенным ПО от VR Supersonic, студенты тренируют коммуникативные навыки с виртуальными носителями языка в различных ситуациях профессиональной деятельности. Представители компании VR Supersonic провели специальный курс повышения квалификации для преподавателей, которые в результате смогли за три месяца совместной работы подготовить более 70 сценариев.

Чтобы пройти симуляцию, студент должен вести диалог с персонажем: понимать его речь и проговаривать различные варианты ответа. Так, студенты – будущие специалисты технического профиля могут отточить навыки делового общения и установления профессиональных контактов на технологической конференции, а будущие экономисты – провести переговоры с зарубежным партнером по условиям закупки в рамках крупной сделки.

Тестирование курса VR на английском языке для инженеров. Фото из личного архива эксперта.

Преимущества и вызовы

Обсуждая VR-технологии в образовании, важно понимать, что они имеют как преимущества, так и определенные ограничения. Среди преимуществ использования VR в обучении иностранным языкам можно отметить несколько базовых позиций:

  1. Аутентичность контекста ситуации, языковой среды и участников взаимодействия в виртуальной среде.
  2. Создание психологически комфортной позитивной среды для учащихся. VR снижает уровень опасений учащихся в части совершения ошибок, критики со стороны окружающих, поскольку учащиеся в виртуальной среде могут повторять задания и сценарии необходимое им количество раз для достижения успешного результата.
  3. Возможность интерактивной среды, которая обеспечивает активное взаимодействие с носителями языка. Кроме того, виртуальные технологии позволяют взаимодействовать участникам из разных стран в виртуальных классах, разрабатывать совместные проекты.

Однако наряду с преимуществами существует и ряд потенциальных трудностей и ограничений:

  1. Технические ограничения, связанные с аппаратными требованиями для запуска конкретных VR-гаджетов и технологий, с необходимостью стабильного и быстрого Интернет-соединения.
  2. Стоимость оборудования для использования VR технологий достаточно недешевая.
  3. Ограничения физиологического характера. Длительное использование VR-гарнитур может привести к плохому самочувствию, головокружению, потере ориентации из-за нагрузки на зрение и шею, несоответствия между видимыми движениями в VR и физическим положением тела, веса устройства и т. д.
  4. Определенные педагогические и методические ограничения. Так, не все компоненты педагогического общения могут быть имплементированы в виртуальную среду. Например, личный профессиональный опыт преподавателя, основанная на этом опыте педагогическая харизма преподавателя, его индивидуальные рекомендации в адрес конкретного учащегося могут оказаться недоступными в данной среде. Имеют место и определенные ограничения на интерактивный характер обучения языку, поскольку не все нюансы интонации, невербальной коммуникации, свойственные живому личностно ориентированному общению, могут быть воспроизведены в виртуальной среде.
  5. Административные ограничения, которые связаны с тем, что преподавателей необходимо специально обучить работе с VR-технологиями для их использования в учебном процессе.
  6. Дополнительная организационная нагрузка в части необходимости внесения определенных изменений в учебных планах и методической документации, в рамках которых должно быть отражено использование VR-технологий в учебном процессе.
  7. Проблемы конфиденциальности и безопасности данных, поскольку использование обсуждаемых технологий связано со сбором и хранением информации о пользователях.
  8. Возникновение этических вопросов в контексте обеспечения реального и объективного (непредвзятого) содержания образовательного контента.

Будущее VR в изучении иностранных языков

Технологии виртуальной реальности обеспечивают в целом и применительно к изучению иностранных языков, в частности, большее погружение в образовательный контент и его большую интерактивность, способствуют персонализации обучения в части индивидуализации темпа освоения и проработки материала, усиливают практическую направленность обучения через симуляции.

Говоря об использовании VR-технологий для изучения иностранных языков на этапе высшего образования, можно утверждать, что дальнейшая интеграция VR-технологий  будет связана с дифференциацией целевых учебных аудиторий, адресной подготовкой преподавателей для последующей разработки VR-курсов. Потребуется совершенствование учебных планов и учебно-методических материалов по дисциплинам иностранного языка, в рамках которых используется VR-курс, который встраивается в программу изучения языка на конкретном курсе (координируется с тематическими модулями традиционного учебника по специальности для определенного уровня владения от А до Я), встраивается в календарно-тематический план изучения конкретной дисциплины по иностранному языку для взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности на иностранном языке (чтение, аудирование, говорение, лексико-грамматические умения).

В заключение отметим, что VR-технологии делают более доступным обучение для учащихся с ограниченными возможностями, будут способствовать созданию глобальных виртуальных кампусов, и таким образом снизят затраты на обучение ввиду отсутствия необходимости физической инфраструктуры. VR-технологии позволяют студентам изучать историю, культуру, язык разных стран, совершенствовать социальные и личностные компетенции в иноязычном формате, осваивать элементы будущей профессии на иностранном языке без необходимости физического перемещения, в квази-естественных условиях коммуникативного взаимодействия с носителями различных лингвокультур и профессий.

VR является важной технологией для обучения и подготовки специалистов в разных областях. Она позволяет создавать уникальные ситуации и сценарии, в которых люди могут погрузиться и получить практический опыт. Это помогает им развивать коммуникативные навыки и быть готовыми к сложным ситуациям в современном мире, где взаимодействие с людьми из разных культур и стран становится все более важным.

Обсудить на сайте