За пределами лаборатории. Как образовательные проекты меняют фармрынок
В последние годы фармацевтическая индустрия столкнулась с рядом вызовов, включая необходимость постоянного развития и обучения своих специалистов. В связи с этим учебные программы и образовательные проекты стали играть важную роль в индустрии, помогая развивать новые технологии, улучшать качество и эффективность лекарств и приобщать студентов к практическому опыту. Подробнее об их миссии рассказала руководитель образовательного проекта «Знания о фарме» и генеральный директор компании «ГЕН Фарма Рус» Светлана Бесчастнова
Государственная программа импортозамещения и поддержка фармацевтических предприятий ставит перед индустрией задачу оперативно реагировать на дефицит медикаментов и развивать производство инновационных препаратов и медицинских изделий. И так как последние годы проблемой отрасли является критическая нехватка квалифицированных специалистов, фармпредприятиям необходима максимальная концентрация на обучении персонала: подготовке молодого поколения, профпереподготовке и постоянном повышении квалификации существующих работников. При этом важно развивать интерес не только у участников отрасли, но и среди широкого круга населения, повышая осведомленность граждан в этой сфере.
Каковы причины кадрового голода?
Во-первых, интенсивное развитие технологий и научных открытий требует специалистов, обладающих уникальными знаниями и навыками. Однако выпускников с необходимой экспертизой недостаточно для удовлетворения потребностей фармацевтической индустрии. Во-вторых, демографический фактор: выход на пенсию опытных работников и недостаточное привлечение молодых специалистов на их замену. Наконец, конкуренция с другими сферами экономики, такими как IT и финансы, также влияет на привлекательность работы в фармацевтической индустрии.
Стратегии борьбы с кадровым голодом:
Привлечение талантов: фармацевтическим компаниям необходимо активно работать над своим имиджем как работодателям, предлагая конкурентные зарплаты, возможности профессионального развития и интересные проекты для реализации. Важно также установить партнерство с вузами и научными центрами, что позволит заранее выявить потенциальных кандидатов. Выступая партнерами и организаторами студенческих конференций, деловых игр, спортивных и интеллектуальных турниров, компании отрасли заботятся не только о подрастающем поколении в целом, но и часто заключают контракты с ВУЗами о дальнейшей работе самых талантливых студентов. При этом речь идет не только о профильных ВУЗах, но и о работе с IT-специалистами, умеющими грамотно работать с актуальными на сегодня программами, применяющими искусственный интеллект.
Удержание талантов: для предотвращения ухода квалифицированных специалистов важно создание благоприятной рабочей среды и системы лояльности для сотрудников. Компании могут предлагать гибкий график работы, программы обучения, возможность личностного и профессионального роста, а также конкурсные программы поощрения.
Развитие внутреннего потенциала: можно инвестировать в повышение квалификации сотрудников и стимулировать их к профессиональному развитию. Организация внутренних программ обучения, менторства и обмена опытом будет способствовать росту кадрового потенциала.
Образовательные проекты
В условиях быстроменяющегося мира и стремительного развития науки и технологий, необходимость образовательных программ в фармацевтической индустрии становится крайне важной. Они позволяют специалистам отрасли оставаться в курсе последних достижений и тенденций в области науки, технологий и медицины и дают им возможность профессионального развития и карьерного роста. И хотя очевидно, что образование – неотъемлемая часть любого развития, в том числе компании и бизнеса, далеко не все руководители уделяют данному направлению должное внимание, а потому не считают нужным тратить на это свои временные, финансовые и интеллектуальные ресурсы. А уж создание образовательных проектов от лица компании, если это, конечно, не бизнес по оказанию образовательных услуг, и вовсе может показаться лишь дополнительной статьей расхода без очевидного профита. Тем не менее крупные бизнес-компании все же создают такие проекты, причем зачастую еще и бесплатные. Так, например, «Яндекс» запустил свой Лицей для обучения всех желающих программированию. А «Сбер» создал маркетплейс образовательных услуг Edutoria.
Кроме того, нельзя не отметить проекты, которые значительно меняют не только одну отрасль, но могут служить примером эффективных образовательных проектов для других отраслей. Таким примером может быть «Виртуальный фармацевтический завод», разработанный Евразийской Академией надлежащих практик совместно с ФГБУ «ГИЛС и НП», который помогает студентам ВУЗов лучше понимать, как работает реальное производственное предприятие.
«Мостик» между людьми и отраслью
Кроме того миссией образовательного проекта может быть привлечение внимание широкого круга людей к фармотрасли. Например, цель проекта «Знания о фарме» обогатить их знаниями, а главное – объяснить сложные процессы, связанные с лекарственными препаратами, их производством и использованием, простым языком, сделать их доступными к пониманию для неспециалистов. Он появился летом 2022 года в ответ на решение многих мировых фармацевтических компаний сократить свою активность на территории России или вовсе уйти из страны. Возникла необходимость не только наращивать собственное производство препаратов, но и налаживать связь с конечным потребителем, а также повышать доверие и лояльность к отечественным компаниям, выпускающим лекарства. Было решено собрать вопросы студентов о работе фармотрасли, а затем найти экспертов, которые могли бы дать на них профессиональные ответы.
«Для начала мы решили обратиться к студентам как к наиболее активной и интересующейся части населения. Они уже начинают вести самостоятельную жизнь, но еще открыты к новым знаниям. К тому же им все еще нужна поддержка, советы и, собственно, тот самый источник качественных и надежных знаний. И выбор пал на студентов именно немедицинских вузов, чтобы закрыть для них как можно больше «белых пятен» в фармацевтической сфере», – рассказала Светлана Бесчастнова.
С экспертами записывали короткие видео в формате «вопрос-ответ», которые затем выкладывали в социальных сетях проекта, чтобы сделать эту информацию общедоступной. На вопросы отвечали разные специалисты, но главным критерием была их компетентность в том или ином вопросе. Цель проекта – выстроить диалог и дать пример экспертам и узкоспециализированным сообществам, показывая, как можно общаться с аудиторией и быть понятыми и принятыми.
Наставничество и корпоративное обучение
Программы наставничества, законы, регламентирующие наставничество, постоянно прорабатываются как со стороны государства, так и частного бизнеса. Катализатором таких нововведений послужило развитие производственных аптек, где часть лекарственных препаратов разрабатывается на месте, непосредственно в аптеке. Правильно и грамотно разработанные и внедренные программы наставничества здесь являются важнейшей базой развития отрасли.
Корпоративное обучение в фармотрасли также активно развивается в тесном взаимодействии бизнеса и государства, т.к. ряд знаний здесь является обязательными не только для узкого круга лиц с конкретной специализацией, но и практически для всех сотрудников фармацевтических компаний. Например, обучение по фармаконадзору закреплено как обязательное для всех сотрудников, которые могут получать сообщения о нежелательных реакциях и в целом безопасности препарата. Такие обучения в компаниях закреплены законодательно и проводятся регулярно.
Кроме того, важной составляющей образовательных проектов в фармотрасли является Система Менеджмента Качества (СМК) и документы, ее сопровождающие. Без знания и обучения по действующим Стандартным Операционным Процедурам (СОП), регламентирующим СМК на предприятиях, сотрудник не может и не должен приступать к выполнению своих должностных обязанностей.
И отдельно стоит отметить, что во многих фармкомпаниях внедряется система непрерывного обучения для пациентов и их родственников. Такое обучение компании организуют в зависимости от терапевтических групп препаратов, которые поставляют на рынок. Обучающие программы для пациентов рассказывают о специфических особенностях заболеваний, первых симптомах и возможной терапии.
Обучения на специальных платформах могут проводиться в режиме реального времени специалистами компании-организатора или в записи с помощью виртуальных сотрудников. Цель такого обучения – не только предоставить информацию о заболеваниях, но и помочь людям справится или предотвратить тяжелые болезни. Нужно отметить рост таких образовательных программ в области борьбы с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями в последнее время.
Образовательные программы в фармацевтической индустрии являются неотъемлемой частью ее развития. Они значительно расширяют возможности компании, обеспечивают специалистов актуальными знаниями, стимулируют инновации, повышают качество производимой продукции и оказываемых услуг. Поэтому важно обучать персонал, повышать квалификацию рабочих и привлекать в фармацевтическую отрасль профессионалов из разных сфер.