Почему навык говорить «нет» — это скрытый ресурс для карьерного роста. Из практики психолога
«Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем так и не стала». Вы лошадь или наездник?
Представьте себе молодую женщину, руководителя отдела в крупной компании. Назовем её Марина.
Уже третий раз за месяц она остаётся допоздна, выполняя задачи, которые не входят в её прямые обязанности. Но руководитель просит помочь, и Марина не может отказать. В итоге её баланс межу работой и личной жизнью разрушается. И она чувствует себя вымотанной, у неё нет времени на себя.
Как думаете, какая бы суперсила помогла бы ей изменить ситуацию?
Сегодня мы завершили работу с клиенткой и она разрешила мне обсудить её запрос.
Удивительно, но некоторые до сих пор верят в миф, что чем чаще мы говорим «да» и берём больше чужой ответственности, тем лучше это для нашей карьеры.
«Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем так и не стала». Очень отрезвляющий вопрос: вы лошадь или наездник?
А на самом деле это ведёт к перегрузке, выгоранию и, как ни парадоксально, к снижению уважения со стороны коллег и руководства. Сотрудник как будто не знает цену своим компетенциям и навыкам. Плюс, когда мы говорим «да» всем и каждому, то упускаем свой стратегический рост, т. к. нет времени об этом думать.
Я сейчас говорю про адекватную оценку своих компетенций.
Почему умение говорить «нет» может стать секретным оружием в карьере:
- 1) Удивительно, но когда Марина начала говорить «нет» на просьбы о дополнительной работе, коллеги стали воспринимать её как человека, который умеет расставлять приоритеты. Отстаивает свои границы.
- 2) Отказавшись от участия в чужих проекте, Марина сфокусировалась на ключевых задачах и повысила результативность своего отдела. И руководство это отметило.
- 3) А «нет» работе в выходные улучшило эмоциональное состояние.
Было непросто. Шли через сильное внутреннее сопротивление.
- 1) Марина сначала боялась, что её отказы не поймут. Училась формулировать фразы так, чтобы отказ звучал конструктивно и подкреплялся уважением к целям компании. Потребовалось время на преодоление этого страха.
- 2) Другой страх — риск упустить возможности. Здесь она училась выбирать проекты, которые соответствовали её карьерным целям. А перед этим эти цели важно было сформулировать.
Умение говорить «нет» помогает сохранять фокус на действительно важных задачах и экономить ресурсы.
Если вы замечаете, что говорите «да» в ущерб себе, может, пора развивать эту суперсилу? Самое простое — скажите «нет» тому, что не ведёт вас к вашим целям.
А если вам нужна помощь, пишите! Помогу научиться управлять своими границами и карьерой.
Обсудить статью можно ЗДЕСЬ
А ещё мои личные «грабли» из найма. Когда постоянно бежишь по лезвию дедлайна из-за многозадачности, сотрудники пользуются этим. И мне иногда было проще и быстрее переделать самой, чем добиться нужного результата от подчинённых. Не делайте так. Садятся на шею)
С ув. Кузьменюк Н.
p.s. фото обложки из личного архива автора