Куда утекают арт-менеджеры и PR-специалисты?
Вот вам на обед арт-драма: она — начинающий арт-менеджер, устроилась на работу в галерею. Первую неделю она вдохновенно рассказывает о концепциях будущих выставок, ходит на собрания и с энтузиазмом обсуждает проекты с коллегами. Через две недели приступает к их реализации, а через три тихо пишет заявление на увольнение.
В арт-индустрии огромный спрос на профессионалов, низкий порог входа и полное отсутствие знаний про современное искусство у претендентов. Каждый кадр на вес золота, а золота все меньше и меньше. Почему вдруг одна из самых перспективных креативных индустрий оказалась в ситуации кадрового голода?
Ожидание/Реальность
Специалисты приходят в арт-индустрию с романтической идеей помогать художникам создавать работы, придумывать вместе с куратором проект (желательно мирового масштаба), неспешно прогуливаться на вернисажах, разводить нетворкинг и врываться в закрытые пространства институций. Реальность оказывается жесткой: горящие дедлайны, огромный объем задач непропорциональный ресурсу, эгоисты художники и мучительные процессы согласований. Раз. И вы уже в зоне риска выгорания, которое приводит к тому, что сотрудники ищут возможности в других областях или меняют компании в поисках лучшего опыта.
Творческая составляющая работы, где необходим гуманитарный бэкграунд, так называемые хард скиллс — присутствует, но наравне с софт скиллс, где всем управляет умение договориться. Они требуют от арт-менеджеров и PR-специалистов развитых управленческих навыков, знания законодательной базы, эмоциональной устойчивости (must have при работе с договорами) и умения работать в стрессовых ситуациях. Все это создает условия, в которых тихая гавань рекламного агентства или пыльного чулана краеведческого музея кажутся не такими уж и душными.
Все так, да не так
Со стороны институций ситуация выглядит еще тревожней. Они сталкиваются с нехваткой специалистов, имеющих релевантное портфолио и способных справляться с поставленными задачами. Тех, кто с выходом на работу сможет быстро адаптироваться к текущим процессам: организовать логистику произведений искусства, вовремя закрыть документацию по проекту, выстроить его позиционирование и провести информационную кампанию.
Молодые неопытные дарования — ценный ресурс, но не все компании готовы тратить время на обучение таких сотрудников прикладным навыкам, которых не дают в вузах. Если это не программа стажировки, где на начинающего специалиста выделено время и задачи, погружение сотрудника без опыта в рабочий водоворот может навредить и компании, и сотруднику.
Выход, плиз!
Одним из наиболее эффективных решений подготовить кадровый резерв является освоение программ профессионального образования и повышения квалификации.
Такая программа может включать в себя курсы по управлению проектами в сфере культуры, финансовой и юридической грамотности, навыкам эффективной коммуникации. Важно, чтобы молодые специалисты не только развивали свои творческие способности, но и учились справляться с административными задачами.
В октябре 2024 года стартует win-win программа профессиональной переподготовки ЦСИ Винзавод и Школы дизайна НИУ ВШЭ «Менеджмент и PR в арт-индустрии». Курс направлен на освоение и улучшение профильных навыков, позволяет познакомиться с профессионалами арт-индустрии, разобраться как она функционирует и решить реальные кейсы современных институций. Программа содержит теоретическую часть, которая погружает в историю мирового и российского искусства и создает базу для практической части.
Это спасительная реклама курса. Гарантированный билет с багажом без овербукинга. Принимаются заявки от профессионалов из области проектного менеджмента и коммуникаций с опытом работы от 1 года, которые хотят заниматься арт-менеджментом или коммуникациями в арт-индустрии.
Подробнее о программе по ссылке.