Основательница сети частных школ и мама восьмерых детей Елена Спирина: «Если ребенок выходит из школы и говорит, что он совсем не устал и ему было интересно, это успех»
Тотальная загруженность ребенка в прошлом!
Эпоха тотальной занятости детей, когда их день расписан по минутам: уроки, кружки, дополнительные занятия, домашние задания, – подходит к концу. Современные родители и педагоги все чаще говорят о том, что такая модель неэффективна и даже вредна. “Есть стереотип, что у ребенка должен быть режим дня, полная загрузка… Такой вариант меня расстраивает и как педагога, и как маму”, – признается Елена Спирина, мама восьми детей и адепт современного образования.
Постоянное давление и отсутствие свободного времени приводят к стрессу, эмоциональному выгоранию, потере мотивации к учебе и интереса к познанию нового. "Если мы готовим чемпиона к определенным соревнованиям либо к важному мероприятию, где нужно показать свои максимальные способности, то на короткий промежуток времени такой подход может сработать. А если видим в этом жизнь ребенка на 10-11 лет в школе, ничего хорошего не выйдет. Результат будет такой – человек истощен, выгорел, никакого стремления, желания что-то делать", – объясняет Елена.
Важно помнить, что гармоничное развитие ребенка невозможно без полноценного отдыха, возможности заниматься тем, что ему действительно интересно. Нейропсихологи напоминают, что мозг не может постоянно усваивать новую информацию. Ему нужно время, чтобы обработать, систематизировать, “разложить по полочкам”. Чередование учебы, физической активности, игр, творчества и отдыха – вот залог гармоничного развития и эмоционального благополучия ребенка. Поэтому в школах "Со-знание" уделяют большое внимание созданию сбалансированного режима дня, в котором гармонично сочетаются академические занятия, творческие мастерские, спортивные игры, прогулки на свежем воздухе и время для свободного общения.
Семейные ценности
В сегодняшнем мире на первый план часто выходит успех и достижения, но также важно не забывать о базовых человеческих ценностях, которые закладываются именно в семье. Педагоги школы "Со-знание" работают над преодолением разрыва между поколениями и создании крепких семейных уз. Детей учат уважительному и доверительному общению со взрослыми, умению слушать и аргументированно выражать свою точку зрения. Способность, находить компромиссы, учитывать не только свои интересы, но и потребности окружающих – это и есть основа гармоничных отношений в семье и в обществе.
"Патриотизм начинается с семейных ценностей. Когда мы учимся слышать, не спорить, а уважать мнение и считаться с ним независимо от возраста, мы несем в мир любовь и заботу друг о друге", – говорит Елена.
Уверенность в себе и в будущем
"Часто после выпуска из обычной школы ребенок чувствует себя подавленным, не верит в свои силы, не знает, чего хочет", – делится Елена. Традиционная система образования, по ее мнению, нередко подавляет индивидуальность, навязывает детям чужие цели и желания. “Учителя спешат передать детям программу обучения, параллельно заполняют журналы и документы, ведут внеклассную деятельность, у них попросту нет времени уделять внимание, заинтересовывать материалом. Разве дети, выходя из такой школы, могут быть уверенными в себе и в своих знаниях?”, – убеждена Елена.
Маленькие классы (8-12 человек) в школе “Со-знание” позволяют создавать атмосферу доверия и взаимопонимания, находить время на интересную подачу материала. Здесь нет задачи быстрее пройти весь учебник и сдать все темы. Принцип другой - вырастить личностей, способных самостоятельно мыслить, принимать решения, нести ответственность за свой выбор. Поэтому освоение знаний идет “в глубину”, а не в скорость.
Особое место в "Со-знание" уделяется формированию здорового отношения к контрольным, экзаменам и проверочным работам. “Мы привыкли, что контрольные работы и экзамены - это что-то страшное, что вызывает тревогу у детей. Но у нас это не так. Мы объясняем детям, что проверять свои знания - нормально и естественно. И ошибки - это часть нашей жизни и опыт, - говорит Елена и добавляет, что никто не наказывает и не ругает детей за неудачные работы, поэтому у них нет страха. – Показать детям, что можно учиться без стресса - вот задача наших школ. Детям должно быть интересно и увлекательно, тогда будет желание идти в школу, А не потому что “не выучишься, пойдешь в дворники”, - подводит итог педагог.
Традиции советской школы актуальны сегодня, как никогда
В основе образовательной программы школы "Со-знание" лежит фундаментальный подход, основанный на лучших традициях отечественной школы. "Программа создавалась на базе классических учебников, которые дали толчок для развития страны, – рассказывает Елена. – К разработке программы привлекались лучшие умы России и лучшие институты". Знания даются от простого к сложному, и это дает эффект – в конце первого класса дети уже делят и умножают. И дело не в стремлении искусственно ускорить учебный процесс, а в том, чтобы дать возможность учиться в комфортном темпе, не ограничиваясь стандартными рамками.
"Сильная математика - это много устного счета. Таким образом развивается скорость мысли, быстрота реакции", - говорит Елена. При этом в школе “Со-знание” в приоритете - гуманная педагогика. При сильных академических программах, здесь стремятся сохранить естественную для ребенка атмосферу, избегая перегрузок и излишнего давления. Педагоги школы уверены, что гармоничное развитие ребенка невозможно без уважительного, бережного отношения к его личности, без создания условий для раскрытия его природного потенциала. Домашнее задание здесь выполняется с удовольствием, а не “из-под палки”. "Потому что нет давления и позиции “так надо”. Дети смотрят друг на друга, видят, как один, второй пришел с выполненным заданием, отмечают реакцию учителя, понимают, какое удовольствие можно получить от этого - и сами принимают решение делать домашку", - объясняет Елена такой подход.
Школа предлагает несколько форматов обучения. Первый - основное образование (5 дней в неделю), где 3 дня в неделю - академическая программа и 2 дня - тематическая. Второй формат - группа продленного дня. Когда к занятиям добавляется выполнение домашнего задания, прогулки и дополнительные занятия.
"Пять лет моего опыта показывают, что правильно составленная программа усваивается гораздо легче и быстрее. В конце первого класса дети в нашей школе уже умножают, делят и складывают сотнями. Для них это легко и понятно, они сами отмечают, что им интересно, и они не устают - это ли не доказательство, что мы движемся в верном направлении?”, - сообщает она.
Новое отделение в Дубровке
Новое отделение “Со-знание” в Дубровке – это особая школа, ориентированная на достижения, раскрытие индивидуальных талантов и способностей каждого ребенка. Здесь создана среда, где дети могут пробовать себя в разных областях: музыка, математика, языки, спорт, предпринимательство. Учителя школы – это влюбленные в свою профессию специалисты, которые сами непрерывно обучаются, развиваются и разносторонне развиты. Утром они могут защищать проект в Сколково, а днем увлеченно играть с детьми на перемене. У родителей есть возможность прийти и пообщаться с любым педагогом, осмотреть здание школы, привести ребенка на диагностику к психологу или нейропсихологу, и даже самим пройти тестирование.
Школа "Со-знание" в Дубровке выстраивает образовательный процесс, выходя за рамки привычных уроков. Здесь создают индивидуальные маршруты развития для каждого ученика, открывая перед ним мир знаний через увлекательные проекты и практический опыт.
Происходит полное погружение – изучение профессий, экскурсии не только в парки и музеи, а на предприятия и производства, знакомства с предпринимателями. ”Хочется, чтобы ребенок видел и знал – все возможно! И мы даем ему инструменты, которые заставят его поверить в себя и сказать себе – я могу!”, – рассказывает Елена. Тематические недели – "Неделя космоса", "Неделя безопасности", "Неделя предпринимательства" и другие – превращают обучение в увлекательное путешествие в мир знаний. Здесь реализованы самые интересные подходы к обучению, позволяющие детям не просто усваивать информацию, но и применять ее на практике, развивая свои таланты и способности, создавать собственные проекты.
Вторая половина дня в школе – это не только время для отдыха и выполнения домашних заданий, но и возможность для новых открытий. Мастер-классы, индивидуальные занятия, творческие мастерские помогают ребятам глубже погрузиться в изучаемые темы, проявить свои способности, открыть для себя новые увлечения.
При этом двери школы открыты не только для своих учеников. Дети из других школ также могут присоединиться к тематическим мероприятиям, окунуться в атмосферу творчества и познания, развить свои способности и узнать много нового.
“Видеть счастливые глаза детей, выходящих из дверей школы, – это главное доказательство, что мы все делаем верно. Мы растим личностей, уверенных в себе людей, которые способны на большие достижения и оставят след не только в своем поколении, но и в последующих”, -