Почему акселератор FoodTech-2024 вызвал интерес партнеров и оказался успешен?
Анастасия, расскажите о вашей методике создания акселерационных программ.
Как президент Фонда содействия развитию науки, образования и медицины, и разработчик образовательных программ, считаю важными опциями экспертизу в сфере обучения взрослых и внедрения новых решений в бизнесе. При составлении образовательных программ существуют разные подходы. Одни имеют длительный цикл, другие должны составляться точечно, отвечая целям обучения.
Как правило, результатом обучающих классических программ является приобретение новых компетенций. При этом большинство образовательных организаций не берут на себя ответственность за рост бизнеса, но мы считаем, что частично все же влияем на развитие и закладываем эту метрику в показатели результативности наших программ. Для нас важно не только получение новых навыков, но и их применение в бизнес-процессах.
Кто ваша аудитория? Как вы выстраиваете стратегию по работе с вашими потенциальными участниками?
Согласно известному циклу Колба (модели обучения, помогающей быстро сформировать нужный навык), мы опираемся на то, что в природе обучения взрослого человека важно понимание и убеждение в том, что у него что-то не получается, иначе не возникает вовлечения и мотивации.
Мы работаем с той аудиторией, которая находится в зоне осознанной некомпетентности. И здесь навык, подкрепленный пониманием причин успеха или неуспеха, ведет к более быстрому процессу изменений. Момент, когда навык переходит в стадию неосознанной компетентности и уже не требует дополнительного внимания, дает толчок дальнейшему развитию. И так происходит, потому что авторитет и доверие – не все меры оценки взрослого человека. Пройдя сквозь призму своего жизненного опыта, взрослый доверяет сначала себе и бессознательно может отторгать любую новую информацию.
Поэтому первое, что мы делаем в своих программах, – даем возможность через личный опыт пройти публичную презентацию собственного проекта. Это максимально быстрое касание реальности и выход в стартовую точку. Участники стартапов начинают задумываться о том, что у них что-то не получилось, слышат обратную связь, начинают осмысливать свой опыт и идти к следующей ступени обучения.
Только после того, как мы на практике дали возможность увидеть и осознать уровень готовности проекта, обрести этот опыт, а участники стали готовы принимать информацию, мы начинаем «накачивать интенсивами», проводить мастер-классы, онлайн-встречи, встречи с наставниками, индивидуальные трекинги и встречи с представителями крупнейших брендов, которые дают обратную связь по реалиям рынка. В этот момент начинает отсчет четвертая фаза – применение на практике, то, для чего весь процесс и начинался.
В чем ваша уникальность при работе с проектами?
На вышеназванном принципе выстроены программы по работе с бизнес-проектами, MBA – когда вокруг собственного проекта выстраиваются концепции. Но стоит отметить, что применение знаний на практике в вузе или бизнес-образовании проходит в рамках практики в конце семестра, раз в полгода или год.
Наша уникальность в том, что за два с половиной месяца мы прокручиваем этот опыт осмысления владельцем идеи или проекта несколько раз, и рост над собой происходит значительно быстрее. Совмещая экспертизу в написании образовательных программ, проведении масштабных мероприятий, демодней акселерационных программ, выездные ивенты и разработку архитектуры всего образовательного процесса, фонд видит для себя значительный потенциал в этом секторе.
Какие основные задачи вы ставили перед собой как разработчик FoodTech-2024?
Мы создали отраслевой акселератор, который может работать круглый год, проводя отбор и внедрение полного цикла инновационных технологий. Основной задачей видим поиск заказчиков среди госсектора, корпораций для внедрения лучших проектов и возможность продолжать сопровождение проектов после завершения программы акселерации.
Моя задача, как руководителя и разработчика программы, сделать возможными эти условия. Будучи экспертом, побеждая в тендерах и изучая опыт бизнеса и обучения в Японии, США и Европе, в самых успешных из них отмечала обязательное включение практики. В российском образовательном опыте практики еще мало, потому что культура работы с бизнесом и инвестициями очень молодая.
А есть успешные форматы образовательных программ, на ваш взгляд?
Конечно, да, и подчеркну, что у программ фонда существует несколько форматов. Один из них – проведение демодня практически в первые дни акселератора, что сразу дает определенные результаты. К примеру, в программе FoodTech-2024 прошли 165 защит от 31 финалиста. А это порядка 5 питчей одного проекта перед крупным заказчиком. По итогам встреч фиксировались результаты и каждая команда получала обратную связь. Среди других форматов: индивидуальный трекинг, презентации участников для партнеров и клиентов, аналитика роста и потребностей, мастер-классы и работа с отраслевыми экспертами.
Как правило, подав заявку на включение продукта в ассортиментную матрицу торговой сети, проекты ждут ответа длительное время, и получив «да» или категоричное «нет», дальше предоставлены сами себе. У нас другой подход. Программа выстроена вокруг работы с реальными заказчиками, и мы настраиваем процессы получения обратной связи так, чтобы заказчики поясняли почему обратили внимание на проект или почему получен отказ. Таким образом, нас самая короткая программа, аналогичная executive MBA, а мероприятия собраны по методологии лучших образовательных программ.
Расскажите, по какому принципу вы приглашали партнеров в программу FoodTech-2024?
Партнеров мы приглашали по трекам. Взяли весь производственный путь продуктов питания: производство, логистика, продажи, дистрибьюция, и на каждый шаг выбрали компании, работающие в сегменте, чтобы у ребят в треках была возможность поработать с лидерами именно этого сегмента.
К примеру, партнерами акселератора были приглашены ВкусВилл, Лента и Яндекс.Лавка. Почему несколько? Потому что они разные: разные принципы, идеология, а маркеты – совершенно иное направление.
Нужны были производители? Мы пригласили компанию-лидера в этом вопросе – ЭФКО.
Если смотрим на масштабирование производственного блока, предполагаем что проект зашел в ритейл и задумывается о своем производстве – нужны субсидии, потому что часто сложно открыть производство на собственные средства. И здесь партнерами стали Сколково и Московский инновационный кластер, как институты развития, эксперты в грантах и субсидиях.
Понимая, что проектам может не хватать оборотного капитала или нужны льготные программы, приглашаем Россельхозбанк, который поддерживает и субсидирует, выдает льготные кредиты. Банки могут быть разными, но в данном случае мы пригласили профильный.
При выходе на рынок часто нужны инвестиции. Мы можем организовать встречу с одним или двумя инвесторами, а можем пригласить инвестиционный клуб. В чем плюсы? Появляется доступ сразу к нескольким десяткам инвесторов и возможность получить мгновенную обратную связь. Так был приглашен партнер Сергей Ореханов, как один из лидеров инвестиционного сообщества.
Мы идем от потребностей проектов по мере их развития, выстраивая четкую и понятную логику развития во внешней среде. И с большой благодарностью к партнерам программы могу сказать, что многие компании действительно открыты, и я искренне их благодарю. Внешняя экспертиза и включенность крупных партнеров в программу снизили как часть административных барьеров, так и привлекли внимание разных проектов.
Кто стал фаворитом на Демодне акселератора для вас?
Это первый год когда мы смогли официально и публично выявить пять лучших победителей проектов. Мы создали условия, в которых реальные торговые сети, производители, крупные венчурные и инвестиционные фонды, частные инвесторы ставили оценки и выбирали лучшие проекты. Считаю проекты показали достойные результаты. Лидерами стали: Аксион Плюс, Osnova, Pawlin Technology, Green Salt и ISF. Это сильные и технологичные проекты с серьезными перспективами.
А почему food-tech? Чем интересна эта отрасль?
Компетенции нашей команды связаны с продвижением и организацией проектов в около государственной сфере, инвестиционным и бизнес-направлением. Это микс, где мы с одной стороны наращиваем бизнес-компетенции стартапов, с другой приглашаем экспертов, с третьей – крупных заказчиков и частные инвестиции. Тема продуктов питания в целом стала одной из центральных тем в связи с приоритетом национальной, в том числе продовольственной безопасности страны.
Мы плотно занимаемся спортивной отраслью, и некоторое время назад появились запросы на проекты в сфере питания. Начали расширять круг поиска проектов и увидели целую нишу, которая на наш взгляд очень перспективна: быстро растущая отрасль, социальная составляющая и наличие государственных программ. Несколько месяцев мы изучали рынок, процессы, мониторили тенденции международного поля и увидели точки соединения нашей экспертизы и запроса рынка. Считаем, что технологии могут апгрейдить проекты продовольственной ниши. К примеру, тема фермерства требует поддержки со стороны государства и при этом существует как бизнес. И нас поддержала компания «Иннопрактика» после совместного акселератора на 350 заявок в сфере спорта и ЗОЖ.
Учитывая тенденции на курс оздоровления, правильное питание, торговые сети с позиционированием в сфере здоровья, видите ли вы дальнейшее продолжение программы FoodTech-2024?
У команды есть планы по созданию единого центра с 4 направлениями, и мы уже формируем план на следующий календарный год, чтобы партнеры знали когда могут получить информацию о проектах, а проекты понимали когда смогут получить обратную связь от крупнейших участников рынка.
В рамках FoodTech-2024 мы услышали много хорошей обратной связи от инвесторов и экспертов о том, что проекты стали более подготовленными и дорогостоящими. И это важно, потому что наша задача – делать продукты стартапов понятными и возможными для масштабирования. Стоит ли продолжать FoodTech? Зависит от наших партнеров, которые формируют рынок потребностей. Ключевое в программе то, что есть методология и системная работа, чтобы проекты могли стать другими как внутренне, так и внешне.