Фотограф Анна Козленко: «Фэшн-фотография — это скорее путь к славе, чем к богатству»
Как вы пришли в мир фотографии, и почему выбрали именно fashion сегмент?
Фотографами чаще всего становятся, когда хобби перерастает в профессию, но я проскочила этот этап. Будучи студенткой, нашла подработку ассистентом фотографа в модельном/ивент агентстве. Это было во Владивостоке в начале 2000х – школ фотографии тогда не было. Как, впрочем, и интернета, по крайней мере, в таком масштабе, как сегодня. Главным источником вдохновения были глянцевые журналы – я покупала все, на что хватало денег, изучала модные съемки и пыталась повторить кадры буквально в домашних условиях. Так что я изначально сформировалась как фотограф на эстетике глянцевой модной фотографии. Тогда меня завораживал и манил этот мир, который сильно отличался от моей тогдашней реальности. К тому же, мне всегда нравилось работать с женщинами – я хорошо чувствую их красоту и умею передавать ее через объектив.
Какой была ваша первая профессиональная съемка?
На самом деле, историй целых две. Первая – когда я только начинала во Владивостоке и ассистировала фотографу в модельном агентстве. Представьте: съемка в самом разгаре, модель уже в кадре, и тут фотографу срочно нужно уехать. Он просто вручает мне камеру (тогда как раз появились первые цифровые) и говорит: «Вот выдержка, вот диафрагма, нажимаешь сюда, смотришь результат. Верю в тебя, давай!» И уехал.
Я была совершенно не готова, жутко волновалась, но перед моделью виду старалась не подавать – она-то не виновата! Руки тряслись, пот лил градом, но на каком-то адреналине я провела съемку. И она получилась настолько классной, что после этого все заказы агентства доверили мне. Вот такой стремительный старт получился!
Вторая история – это, пожалуй, моя судьбоносная первая съемка в Москве. После нее я, можно сказать, стала знаменитостью, пусть и в узких, профессиональных кругах. Переезд в Москву стал для меня настоящим прыжком в неизвестность. Пришлось начинать с нуля: снова быть ассистентом в фотостудии, по крупицам собирать заказы на небольшие съемки для журналов.
И вдруг, как гром среди ясного неба, – предложение, от которого невозможно отказаться! Меня пригласили на съемку ребята, с которыми мечтал бы поработать любой уважающий себя фэшн-фотограф. Я даже помыслить не могла о сотрудничестве с ними, настолько они были круты, а я – всего лишь новичком на московском рынке.
Так, одной из моих первых крупных работ в Москве стала съемка для бренда Maison Bohemique. Эти талантливые дизайнеры работали с Сашей Лусс, которая сейчас настоящая звезда: снимается у Люка Бессона, участвует в мировых рекламных кампаниях Dior и других гигантов модной индустрии.
Саша прилетала в Москву всего на один день, а все фотографы, с которыми сотрудничали дизайнеры, были заняты. Нужно было срочно искать кого-то нового, и тут подвернулась я. Вот так мне выпал шанс поработать на невероятно крутой съемке, которая, по сути, дала старт моей серьезной карьере в Москве.
И какие остались впечатления после такой масштабной работы?
Помимо потрясающего визуального результата, эта съемка стала для меня настоящим прорывом в профессиональном плане. Впервые я оказалась в команде настоящих гуру своего дела. И пусть я не была слабым звеном в прямом смысле, но ощущала себя именно так, словно птенец, впервые расправляющий крылья.
Именно тогда, в процессе работы, я осознала важную истину: какой бы звездной ни была команда, кто бы ни стоял перед объективом – супермодель или знаменитость – ответственность за каждый кадр и за итоговый результат лежит на фотографе!
Я очень волновалась перед съемкой, но утешала себя тем, что с такой командой все сложится само, а мне нужно только нажимать на кнопку. Мы начинаем снимать - а картинка не складывается, вроде все ингредиенты прекрасны, но что-то не то! И тогда я поняла - дело во мне. Просто нажимать на кнопку, не включаясь, прячась за спиной авторитетов - так не работает. Каждый член команды блестяще сделал свою часть работы, но собрать это в финальную картинку могу только я. В этом мой талант, моя сила и только моя ответственность.
И раз я уже здесь, на этой площадке, с этой командой - я точно могу это сделать!
И это был переломный момент, после которого съемка пошла совсем по другому - мы поймали какую-то классную волну, сняли все на одном дыхании и потом еще сотрудничали много лет!
Этот опыт стал для меня бесценным. Он подарил мне уверенность, позволил свободно и легко работать с кем угодно: будь то селебрити или обычные люди, неважно, насколько масштабной и затратной будет съемка. Ведь теперь я знаю: что бы ни происходило, я поведу этот процесс, не делегируя, не перекладывая ответственность на других. И я могу это сделать!
Расскажете о вашей работе с ведущими глянцевыми журналами?
Снимать для журналов было моей мечтой, ради этого я и переехала в Москву. Забавно, что одной из моих первых съемок для глянца был спецпроект L'Oreal для русского Vogue, так что эту важную для каждого фэшн-фотографа галочку, я поставила довольно быстро. Так же в моем портфолио есть съемки для Cosmopolitan, Glamour, InStyle, Allure, Elle Girl и многих других.
C кем из известных людей вы работали? И чем отличается съемка моделей от съемки актрис?
Так сложилось, что большинство моих героинь - женщины, и мне посчастливилось поработать с самыми прекрасными и выдающимися из них! Я снимала молодых актрис Диану Пожарскую и Ирину Старшенбаум для L’Oreal, Илзе Лиепа, Светлану Иванову и Елену Волкову для AVON, Аню Чиповскую, Светлану Устинову и Паулину Андрееву для Maison Bohemique, Ляйсан Утяшеву и Регину Тодоренко для Calzedonia, Юлию Высоцкую для Buro и обложки ее книги, Татьяну Навку, Иру Горбачеву и Катю Варнаву для журнала OK, Ксению Собчак для SNC, Ольгу Бузову для HELLO, Светлану Ходченкову для Cosmopolitan, балерину Марию Виноградову для Allure. Горжусь своей съемкой с актрисой Ольгой Дыховичной для Interview, которая вошла в сборник лучшего за историю русского издания! Так же в моем портфолио есть съемки с Любой Аксеновой, Любовью Толкалиной, Варей Шмыковой, Натальей Бардо, Екатериной Стриженовой и др.
Снимать таких выдающихся женщин всегда волнительно, захватывающе и очень интересно. Каждая из них звезда не случайно - ты это ощущаешь, как только она входит в студию! Масштаб, энергию, обаяние, профессионализм! Конечно селебрити более требовательны к работе команды и щепетильны относительно своей внешности, у них чаще всего мало времени, им сложнее сниматься в пустом пространстве студии и они любят очень четкие указания, что им делать в кадре (как в кино).
Как бы вы описали свой стиль в фэшн-фотографии?
Я бы сказала что сейчас мой стиль – это сочетание лайфстайла и магического реализма.
Я стараюсь запечатлеть моменты, которые выглядят живыми и естественными, словно мои модели не осознают присутствия камеры. Их позы и движения спонтанны, а взгляд редко направлен в объектив. Вместе с этим я активно использую элементы, которые добавляют волшебства в мои работы: отражения, световые эффекты, блики, игра теней, вода, ветер.
Все это помогает мне создать атмосферу, где реальность переплетается с фантазией.
Удается ли снимать в таком стиле для коммерческих клиентов?
Да, конечно, особенно такой стиль востребован в бьюти-индустрии. Меня как раз и зовут, когда надо снять что-то “волшебное”! Например для бренда AVON, с которым я сотрудничаю много лет, мы строили декорации из огромных хрустальных люстр для съемки с актрисой Светланой Ивановой, одна из самых сложных и долгих съемок, но как же было красиво!
Для съемки Oriflame мы как-то строили настоящий коридор из зеркал. Для Bobbi Brown гуляли по утренней Москве, ловили брызги фонтанов и отражения в маленьких зеркалах пудрениц.
Для JUTE magazine мы снимали в кукурузных полях с развивающимся настоящим огромным парашютом (всей команде приходилось держать его, чтоб не улетел), а для журнала IMUTE мы надували огромные мыльные пузыри прямо в студии (я теперь эксперт по их изготовлению).
Как вы выстраиваете работу с моделью, чтобы добиться нужной эмоции и образа?
Объясняю словами, историями, образами из кино, музыкой, своим состоянием, которое в процессе просто фоном передается модели. Заранее тщательно провожу кастинг, подбирая моделей, для которых моя история будет органична. Например, бывают девушки, которые не улыбаются – это нужно увидеть заранее, по портфолио, чтобы не “выжимать” из человека улыбку в кадре.
Насколько для вас важна постобработка, и какие приемы используете чаще всего?
Сейчас я практически отказалась от пост-продакшена. Мне нравится естественная красота кадра, а многолетний опыт в фотографии позволяет снимать сразу качественно и чисто. Например, в своей последней фэшн-съемке для журнала я лишь слегка подкорректировала цвет и убрала провода из одного кадра. Начинающие фотографы часто просят поделиться секретами цветокоррекции, но я практически к ней не прибегаю. Less is more.
Как, на ваш взгляд, изменилась фэшн-фотография за последние годы?
Социальные сети изменили все. Глянцевые журналы утратили былое влияние и рекламные бюджеты. Огромное количество контента, которое необходимо производить сейчас для социальных сетей, не позволяет делать сложные постановочные съемки – это могут позволить себе только крупные бренды. Фотография стремится быть простой и понятной максимально широкой аудитории. Иногда даже приходится «прикидываться» любителем: снимать на телефон или старую пленочную камеру, чтобы картинка выглядела максимально естественно и органично.
Какие тренды в мире фотографии вас особенно радуют или, наоборот, настораживают?
Мне нравится тренд на diversity, нетипичную красоту, красоту возраста – неслучайно взрослые модели стали так востребованы. Также мне близка пленочная эстетика. В то же время, возможности искусственного интеллекта открывают просто невероятные горизонты!
Что бы вы посоветовали начинающим фотографам, которые мечтают найти свой путь в фэшн-фотографии?
Для начала нужно определиться: деньги или слава? В начале пути усидеть на двух стульях не получится.
Со временем, возможно, эти дороги и пересекутся, но это не точно. И да, фэшн-фотография — это скорее путь к славе, чем к богатству! (смеется)
Что нужно делать?
- Развиваться на всех уровнях. Мы работаем прежде всего собой, а не камерой.
- Развивать собственный стиль и держать руку на пульсе в вопросах трендов
- Ассистировать или брать консультации у профи. Порой пара часов в студии с практикующим фотографом дадут больше, чем бесконечные онлайн-курсы. Всегда можно написать фотографу, работы которого нравятся, и попросить консультацию. Я и сама давала и брала такие консультации — это очень полезно!
- Собирать свою команду. Фэшн-фотография — это командная работа
- Изучать новые технологии и Ai! Срочно!