Лучшее за неделю
Екатерина Попова-Гамаюн
19 сентября 2024 г., 14:38

Сатори Ивана Тургенева

Самый загадочный из русских классиков, писатель, публицист, драматург, переводчик, шахматист, мастер полифонии и подтекста, мистик и поэт, певец русской природы — Иван Сергеевич Тургенев — обладал удивительным качеством слышать природу как музыку, видеть в ней тончайшие оттенки ее многообразной палитры и ощущать все многообразие мира в одном «тончайшем сопрано комара». 
Читать на сайте
Портрет И. С. Тургенева. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн. Фото: Михаил Богачев
Сидеть перед раскрытым окном и глядеть в неподвижный сад, медленно мешая образы собственной фантазии с воспоминаниями далеких друзей и далекой родины. В комнате свежо и тихо, в коридоре слышны голоса детей, сверху доносятся звуки Глюка... Чего больше?

Что тревожило Тургенева в природе

Тургенев преклонялся перед природой, восхищался ее могуществом и отмечал бессилие человека перед ее тотальной мощью и силой. Природа у него — нечто вечное, непоколебимое, а человек — существо временное, смертное. Писатель пытался увидеть, нащупать связующие нити между природой и человеком. Он вопрошал Природу о том, что его волновало, и спотыкался о ее безмятежное молчание. В своих произведениях он констатирует независимость действия законов природы от человеческих стремлений, планов и амбиций. Он понимает, что все в ее власти. В стихотворной прозе «Природа» Тургенев обращается к матушке-природе с вопросом: «О чем дума твоя? Не о будущих ли судьбах человечества…» — и получает обескураживающий ответ: «Разум мне не закон». Оказывается, она в это время заботится об улучшении жизни блохи.

Бежин луг. «Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье». (И. С. Тургенев «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника».) Фото автора.
Да, она такова: она равнодушна; душа существует только в нас и, может быть, немного вокруг нас... это слабое сияние, которое вечная ночь неизменно стремится поглотить. Но это не мешает злодейке-природе быть восхитительно-прекрасной, и соловей может очаровыватъ нас и восхищатъ, а тем временем какое-нибудь несчастное, полураздавленное насекомое мучительно умирает у него в зобу.
Бежин луг. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга...».  (И. С. Тургенев «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника».) Фото автора.

Дар Тургенева как живописца

Рассказы Тургенева, его повести, романы проникнуты поэтическим описанием пейзажей. В своих письмах он признается, что если бы начинал все с начала, то выбрал бы карьеру пейзажиста — «в природе так много прекрасного, что сюжет всегда для него готов, готов целиком. Умей только выбрать его. Расправь свой холст, бери краски и пиши».

Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета — это природа. Две-три черты и пахнет.
Окрестности Бежиного луга. «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги...» (И. С. Тургенев «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника».) Фото автора.

Тексты Тургенева требуют включения всех чувств

Читая Тургенева, начинаешь включать все свое воображение, чтобы не только представить палитру образов, фактуру и текстуру травы, земли и деревьев, услышать пение птиц, но и вспомнить, чем же пахнет то или иное дерево или цветок. В «Записках охотника» Иван Сергеевич описывает, какой запах у леса июльским утром, а какой — в ночи. Охотник и мы вместе с ним вдыхаем воздух, напоенный «свежей горечью полыни, мёдом гречихи и «кашки». И голова реально начинает кружиться от «избытка благоуханий». И вдруг понимаешь, что если еще как-то можно вспомнить, как пахнет горькая полынь, то «сладкий запах сжатой гречихи» мне уже не знаком, а что такое «кашка» — я и не знаю вовсе. Но ловишь себя на том, что может быть лучше «еще раз полежать в прохладной тени под дубовым кустом на скате знакомого оврага; еще раз проводить глазами подвижный след ветра, темной струею бегущего по золотистой траве луга».

Бежин луг. «Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками». (И. С. Тургенев «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника».) Фото автора.

Древесные люди и человеческие деревья

В деревьях он видел личностей, а людей сравнивал с деревьями. В одном из писем Виардо, он рассказывает, как «разыскивал в окрестностях деревья, которые имели бы физиономию, индивидуальность, и давал им имена». «Каштановое дерево, что во дворе, я прозвал Германом и подыскиваю ему Доротею. Есть береза, которая очень похожа на Гретхен; один дуб окрещен Гомером, один вяз — любезным негодяем, другой — встревоженною добродетелью…». Удивительным образом реальные люди представлялись ему деревьями. Так, например, рассуждая о творчестве Николая Васильевича Гоголя, он писал: «Семена, посеянные Гоголем, безмолвно зреют теперь во многих умах, во многих дарованиях; придет время — и молодой лесок вырастет около одинокого дуба». В письме молодому поэту Алексею Апухтину Тургенев писал: «…трудитесь, учитесь, сейте семена: они взойдут в свое время и в своем месте». В беседе с американским писателем норвежского происхождения Хьялмаром Бойенсеном Тургенев говорил, что, когда человеку перевалит за пятьдесят, «он начинает чувствовать, что у него выросли корни под ногами и что он уже утратил способность двигаться с прежней быстротой».

Старый дуб рядом с Бежиным лугом. Фото: Алиса Алейникова.

«Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И. С. Тургенев, «Отцы и дети».

Когда любовь всей его жизни Полина Виардо гастролировала по Европе, Тургенев несколько лет проживал в ее имении в местечке Куртавнель, что в 70 километрах от Парижа. Он был в восторге от живописных полотен этих краев. И в одном из писем написал: «Листья на деревьях одновременно отливали и металлическим, и маслянистым блеском, медунка казалась вся в завитках под косыми красными лучами солнца…». В поместье семьи Виардо писатель активно занимался садовыми работами, о чем писал хозяевам усадьбы: «Куртавнель очарователен, мы будем содержать его в самом кокетливом в мире виде. Нет более тростника! Ваши канавы вычищены, и человечество свободно вздохнуло. Но это не обошлось без труда. Мы работали в продолжение двух дней — и я имею право сказать мы, так как и я принимал некоторое участие. Если бы вы меня видели, особенно вчера, выпачканного, вымокшего, но сияющего!».

Бежин луг. «...густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью» (И. С. Тургенев «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника».) Фото автора.

Садовники знают все

Тургеневский сад — это средоточие красоты, магии, любви. Пространство прогулок, встреч, свиданий и бесед. Там свежий воздух, ароматы и пение птиц. Частая гостья там «немая и пышная» луна. Бывает и «месяц… большой и багровый в черноватом и тусклом тумане». Героев часто «ветер благовонный манит в сад». Нежданов из «Нови» рано утром гуляет в саду, «наслаждаясь тенью старых деревьев, свежестью воздуха, пением птиц». Наталья Петровна («Один месяц в деревне») говорит, что «сегодня так хорошо на воздухе… Липы так сладко пахнут, мы все под липами гуляли… Приятно слушать в тени жужжание пчел над головой». Самому Тургеневу порою достаточно было самого незначительного повода, чтобы отправиться в сад и напитаться там радостью. В саду он погружался в воспоминания. В 1853 году он пишет Полине Виардо: «Сад мой сейчас великолепен; зелень ослепительно ярка; — такая молодость, такая свежесть, такая мощь, что трудно себе представить. Перед моими окнами тянется аллея больших берез. Листья их слегка еще свернуты; они еще хранят форму своих футляров, тех почек, в которых они были заключены несколько дней тому назад… Весь мой сад наполнен соловьями, иволгами, дроздами — прямо благодать!»

Окрестности Бежиного луга. «Что за притча?.. Да где же я?» (И. С. Тургенев «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника».) Фото автора.
Бесспорно, вся она <природа> составляет одно великое, стройное целое — каждая точка в ней соединена со всеми другими, — но стремление ее в то же время идет к тому, чтобы каждая именно точка, каждая отдельная единица в ней существовала исключительно для себя, почитала бы себя средоточием вселенной, обращала бы все окружающее себе в пользу, отрицала бы его независимость, завладела бы им как своим достоянием.
Окрестности Бежиного луга. «Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге».  (И. С. Тургенев «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника».) Фото автора.

Сатори Тургенева

Тургенев в своих произведениях и дневниках время от времени как будто включает для нас лампочку своего внутреннего озарения и как искусный мастер дзен-буддизма побуждает услышать и увидеть непостижимое и незримое. Я бы назвала это его личным сатори. В своих произведениях и письмах он несколькими штрихами останавливает время. И тогда понимаешь, что время — только концепция, прошлое и будущее — иллюзии, такие же, как и физический мир. Всего лишь несколько предложений — и ты выходишь за пределы земного опыта и человеческих ощущений и эмоций.

Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку по двору. Вчера я остановился на мосту и стал прислушиваться. Вот различные звуки, которые я слышал: шум крови в ушах и свое дыхание. Шорох, неустанный шепот листьев. Стрекот кузнечиков; их было четыре в деревьях на дворе. Рыбы производили на поверхности воды легкий шум, который походил на звук поцелуя. Время от времени с тихим серебристым звуком падала капля. Ломалась какая-то ветка; кто сломал ее? Вот глухой звук... что это? шаги на дороге? или звук человеческого голоса? И вдруг тончайшее сопрано комара, которое раздается над вашим ухом...
Бежин луг. «[...] краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости» (И. С. Тургенев, «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника».) Фото автора.

«Невозможное возможно — только невероятное правдоподобно»

Тургенев нам оставил десятки томов писем. В них, конечно, можно найти много любопытного и удивительного. Например, в письме от 1861 года к графине Ламберт Иван Сергеевич буквально в одном абзаце рассказывает о своем знакомстве с древнеиндийской философией и техникой медитации на изначальный звук: «Но я уже не с нынешнего дня убедился в том, что в жизни только невозможное возможно — только невероятное правдоподобно. Сверх того, я очень хорошо понимаю, что терять деньги, получать дерзостные письма — и находиться в толкотне недоразумений, притязаний и т. д. — весьма неприятно. В таких случаях отлично помогает индийская философия: «Погрузись в себя — и, произнося таинственное слово: ом! — не позволяй себе никакой другой мысли». Средство хорошее. В сущности, так как жизнь — болезнь, — все, что мы называем философией, наукой, моралью, художеством, поэзией etc. etc. — не что иное, как успокаивающие лекарства».

Окрестности Бежиного луга. «...и вихри-круговороты – несомненный признак постоянной погоды – высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню». (И. С. Тургенев, «Бежин луг». Из цикла «Записки охотника».) Фото автора.

Дорасти до Тургенева

Я понимаю, что до Тургенева надо дорасти, внутренне срезонировать с его словом. Он писал для тех, кто ценит тонкие и сложные вещи. Его лаконичность, умение сказать много, говоря очень мало, его невероятная образность и ювелирное владение словом как ручей льются в разум и навсегда оставляют там след. Я написала портрет Ивана Сергеевича на лопате (да простит он мне такую вольность) достаточно быстро, как будто он был рядом и позировал мне вживую. Было ощущение, что душа Ивана Сергеевича, как сама природа, открыта для постижения и духовного общения и в то же время бездонна, как космос.

Портрет И. С. Тургенева. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн. Фото: Михаил Богачев.

Афанасий Фет сравнивал душу Тургенева «с самой ранней зарей в прохладное летнее утро… с утренним лесом, в котором видны распускающиеся почки плакучих берёз, и по ветру несет откуда-то запахом черемухи и слышно жужжание пчел».

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Историко-культурный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Бежин луг».

Проект «100 портретов. Творцы на лопатах».

Твори и созидай!

Обсудить на сайте