Лучшее за неделю

Бэнкси, Supreme, супруги Кин и Бранкузи: кто кого в борьбе за авторские права

Арт-дилер Гийом Дюамель приезжает на кладбище украсть статую Бранкузи, лейбл Supreme беззастенчиво крадет всю инсталляцию Барбары Крюгер (казалось бы), Маргарет Кин борется с мужем, а Бэнкси не ленится судиться за работы – четыре небанальных истории борьбы художников за свои права. Ответ, зачем пишем про них, в конце статьи. 
Читать на сайте
  1. Барбара Крюгер против Supreme.
Барбара Крюгер и ее плакат Your body is а battleground

Все началось с того, что Supreme использовал в своих дизайнах фирменный стиль американской художницы-концептуалиста Барбары Крюгер, включающий яркие красно-белые графические композиции с провокационными текстами. В 2013 году Крюгер подала в суд на Supreme, обвинив бренд в незаконном использовании ее визуального языка. Художница утверждала, что Supreme самовольно присвоил ее творческий почерк, тем самым наживаясь на ее интеллектуальной собственности. В свою защиту бренд заявил, что их работы являются данью уважения к творчеству Крюгер, а не прямым заимствованием, и дизайны являются трансформативными. В 2018 году суд встал на сторону Supreme, постановив, что бренд имел право использовать стиль Крюгер в своих целях и не нарушает авторских прав художницы. Несмотря на проигранное дело, Барбара Крюгер осталась непреклонной в своей позиции. Она продолжает критиковать Supreme за эксплуатацию ее творческого наследия в коммерческих целях.

2. Маргарет Кин против мужа.

Уолтер и Маргарет Кин и ее работа Faces of women

Маргарет Кин известна работами с «большими глазами». В 1955 году она вышла замуж за Уолтера Кина, разделяющего ее пристрастие к живописи. Когда работы стали сенсацией, зрители посчитали, что под подписью «Кин» подразумевается именно Уолтер, а не Маргарет.  Уолтер поддержал эту иллюзию: раздавал интервью, называя картины своими,  представлял жену в качестве ассистентки и запрещал ей общаться с журналистами. В 1970 году, после развода, художница заявила, что все картины написала она. Споры об авторстве привели к судебному разбирательству. Маргарет Кин подала иск на бывшего мужа, требуя признания авторства своих работ. В процессе разбирательства Уолтер Кин был вынужден продемонстрировать свои художественные навыки. Сославшись на больное плечо, он не смог подтвердить свои заявления о том, что является настоящим автором произведений. В конечном итоге суд постановил, что Маргарет Кин является единственным автором всех работ, представленных под именем Кин, и ей было присуждено компенсационное вознаграждение.

3. Скворечник Константина Бранкузи.

Статуя Константина Бранкузи «Поцелуй» до/после судебного разбирательства

За статую «Поцелуй» французского скульптора Константина Бранкузи, установленную на могиле русской эмигрантки на кладбище Монпарнас шла настоящая война. Поначалу родственникам погребенной памятник не понравился и скульптура не привлекала особого внимания. Отношение поменялось, когда цены на работы Константина Бранкузи стали расти и статуя была оценена в €40-50 млн, тогда права на нее заявили шесть человек. Их отыскал арт-дилер Гийом Дюамель. Он подал прошение в Министерство культуры Франции о разрешении вывезти работу за пределы страны, однако получил отказ. Власти Парижа ответили, что статуя является памятником культуры и перемещению не подлежит. После судебного разбирательства, чтобы семейной ценности ничего не угрожало, скульптуру заколотили в  деревянную будку с прорезанной дырой, напоминающую гигантский скворечник. В 2010 году надгробный памятник объявили «единым ансамблем», что не позволяет разделять скульптуру и постамент. 

4. Бэнкси и миланский музей Mudec.

«Девочка с шаром», Бэнкси

В 2019 году в миланском музее Mudec состоялась выставка «Искусство Бэнкси — визуальный протест», на которой была представлена работа «Девочка с шаром» и сувенирная продукция с изображениями произведений Бэнкси. Художник утверждал, что музей Mudec незаконно использует его произведения без разрешения, тем самым нарушая авторские права. Не выдержав потока подделок и несанкционированных продаж, Бэнкси подал иск. Суд встал на сторону художника. В итоге из магазина музея были изъяты все товары с изображениями работ Бэнкси, а чтобы избежать дальнейших судебных разбирательств, с выставки пришлось снять работу «Девочка с шаром». 

Чтобы художники знали о том, как правильно отстаивать свои права, Открытые студии Винзавода совместно с коллегией адвокатов Delcredere проведет курс лекций по правовым вопросам.

Открытые студии Винзавода х Delcredere: право для художников

Центр современного искусства Винзавод совместно с коллегией адвокатов Delcredere проведет курс лекций по правовым вопросам, созданный для художников и в их интересах.

Главные вопросы прав художников: авторское право, финансово-юридические аспекты при продаже искусства, налоги, страхование и логистика – становятся все более актуальными при растущем арт-рынке. Специально для художников Открытых студий Delcredere создали программу по вопросам правового статуса художника, защита авторских прав, особенности договоров с галереями и коллекционерами, а также правила декларирования и страхования произведений искусства при экспорте. Курс поможет художникам лучше понять юридические нюансы, связанные с продажей и транспортировкой работ, что особенно важно для тех, кто стремится выйти на международный рынок.

Цикл лекций станет первым в российской арт-индустрии, специально адаптированным под запросы художников, и предлагает практические знания, необходимые для успешной работы в сфере искусства и арт-бизнеса.

Узнать больше о курсе и темах в социальных сетях ЦСИ Винзавод, где мы будем рассказывать наиболее важные аспекты программы. 

Коллегия адвокатов Delcredere более 20 лет занимается юридическим сопровождением бизнеса, включая судебные споры, банкротство, санкционное, корпоративное, антимонопольное право и интеллектуальную собственность. 

Специальная практика Delcredere «Право в сфере Art» помогает арт-рынку в решении юридических вопросов — от судебных споров до взаимодействия участников рынка. Коллегия также консультирует ГМИИ им. А.С. Пушкина, ЦСИ Винзавод и Ассоциацию галерей (АГА).

Открытые студии Винзавода работают с 2017 года и входят в стратегическое направление Новые имена Винзавода. Проект объединяет принципы мастерской, резиденции и арт-школы на базе одной из ведущих российских арт-институций Центра современного искусства Винзавод. Резиденты Открытых студий  работают с ментором, получают личные профессиональные консультации, участвуют в коллективных проектах, artist talks и мастер-классах. 

Для художников, отобранных экспертным советом, участие в проекте –  возможность сделать первые шаги в творческой и коммерческой сферах под руководством опытных профессионалов. Для зрителей Открытые студии –  возможность наблюдать за процессом создания произведений искусства. Для коллекционеров Открытые студии – шанс познакомиться с будущими звездами еще на этапе их становления.  

Обсудить на сайте