Бэнкси, Supreme, супруги Кин и Бранкузи: кто кого в борьбе за авторские права
- Барбара Крюгер против Supreme.
Все началось с того, что Supreme использовал в своих дизайнах фирменный стиль американской художницы-концептуалиста Барбары Крюгер, включающий яркие красно-белые графические композиции с провокационными текстами. В 2013 году Крюгер подала в суд на Supreme, обвинив бренд в незаконном использовании ее визуального языка. Художница утверждала, что Supreme самовольно присвоил ее творческий почерк, тем самым наживаясь на ее интеллектуальной собственности. В свою защиту бренд заявил, что их работы являются данью уважения к творчеству Крюгер, а не прямым заимствованием, и дизайны являются трансформативными. В 2018 году суд встал на сторону Supreme, постановив, что бренд имел право использовать стиль Крюгер в своих целях и не нарушает авторских прав художницы. Несмотря на проигранное дело, Барбара Крюгер осталась непреклонной в своей позиции. Она продолжает критиковать Supreme за эксплуатацию ее творческого наследия в коммерческих целях.
2. Маргарет Кин против мужа.
Маргарет Кин известна работами с «большими глазами». В 1955 году она вышла замуж за Уолтера Кина, разделяющего ее пристрастие к живописи. Когда работы стали сенсацией, зрители посчитали, что под подписью «Кин» подразумевается именно Уолтер, а не Маргарет. Уолтер поддержал эту иллюзию: раздавал интервью, называя картины своими, представлял жену в качестве ассистентки и запрещал ей общаться с журналистами. В 1970 году, после развода, художница заявила, что все картины написала она. Споры об авторстве привели к судебному разбирательству. Маргарет Кин подала иск на бывшего мужа, требуя признания авторства своих работ. В процессе разбирательства Уолтер Кин был вынужден продемонстрировать свои художественные навыки. Сославшись на больное плечо, он не смог подтвердить свои заявления о том, что является настоящим автором произведений. В конечном итоге суд постановил, что Маргарет Кин является единственным автором всех работ, представленных под именем Кин, и ей было присуждено компенсационное вознаграждение.
3. Скворечник Константина Бранкузи.
За статую «Поцелуй» французского скульптора Константина Бранкузи, установленную на могиле русской эмигрантки на кладбище Монпарнас шла настоящая война. Поначалу родственникам погребенной памятник не понравился и скульптура не привлекала особого внимания. Отношение поменялось, когда цены на работы Константина Бранкузи стали расти и статуя была оценена в €40-50 млн, тогда права на нее заявили шесть человек. Их отыскал арт-дилер Гийом Дюамель. Он подал прошение в Министерство культуры Франции о разрешении вывезти работу за пределы страны, однако получил отказ. Власти Парижа ответили, что статуя является памятником культуры и перемещению не подлежит. После судебного разбирательства, чтобы семейной ценности ничего не угрожало, скульптуру заколотили в деревянную будку с прорезанной дырой, напоминающую гигантский скворечник. В 2010 году надгробный памятник объявили «единым ансамблем», что не позволяет разделять скульптуру и постамент.
4. Бэнкси и миланский музей Mudec.
В 2019 году в миланском музее Mudec состоялась выставка «Искусство Бэнкси — визуальный протест», на которой была представлена работа «Девочка с шаром» и сувенирная продукция с изображениями произведений Бэнкси. Художник утверждал, что музей Mudec незаконно использует его произведения без разрешения, тем самым нарушая авторские права. Не выдержав потока подделок и несанкционированных продаж, Бэнкси подал иск. Суд встал на сторону художника. В итоге из магазина музея были изъяты все товары с изображениями работ Бэнкси, а чтобы избежать дальнейших судебных разбирательств, с выставки пришлось снять работу «Девочка с шаром».
Чтобы художники знали о том, как правильно отстаивать свои права, Открытые студии Винзавода совместно с коллегией адвокатов Delcredere проведет курс лекций по правовым вопросам.
Открытые студии Винзавода х Delcredere: право для художников
Центр современного искусства Винзавод совместно с коллегией адвокатов Delcredere проведет курс лекций по правовым вопросам, созданный для художников и в их интересах.
Главные вопросы прав художников: авторское право, финансово-юридические аспекты при продаже искусства, налоги, страхование и логистика – становятся все более актуальными при растущем арт-рынке. Специально для художников Открытых студий Delcredere создали программу по вопросам правового статуса художника, защита авторских прав, особенности договоров с галереями и коллекционерами, а также правила декларирования и страхования произведений искусства при экспорте. Курс поможет художникам лучше понять юридические нюансы, связанные с продажей и транспортировкой работ, что особенно важно для тех, кто стремится выйти на международный рынок.
Цикл лекций станет первым в российской арт-индустрии, специально адаптированным под запросы художников, и предлагает практические знания, необходимые для успешной работы в сфере искусства и арт-бизнеса.
Узнать больше о курсе и темах в социальных сетях ЦСИ Винзавод, где мы будем рассказывать наиболее важные аспекты программы.
Коллегия адвокатов Delcredere более 20 лет занимается юридическим сопровождением бизнеса, включая судебные споры, банкротство, санкционное, корпоративное, антимонопольное право и интеллектуальную собственность.
Специальная практика Delcredere «Право в сфере Art» помогает арт-рынку в решении юридических вопросов — от судебных споров до взаимодействия участников рынка. Коллегия также консультирует ГМИИ им. А.С. Пушкина, ЦСИ Винзавод и Ассоциацию галерей (АГА).
Открытые студии Винзавода работают с 2017 года и входят в стратегическое направление Новые имена Винзавода. Проект объединяет принципы мастерской, резиденции и арт-школы на базе одной из ведущих российских арт-институций Центра современного искусства Винзавод. Резиденты Открытых студий работают с ментором, получают личные профессиональные консультации, участвуют в коллективных проектах, artist talks и мастер-классах.
Для художников, отобранных экспертным советом, участие в проекте – возможность сделать первые шаги в творческой и коммерческой сферах под руководством опытных профессионалов. Для зрителей Открытые студии – возможность наблюдать за процессом создания произведений искусства. Для коллекционеров Открытые студии – шанс познакомиться с будущими звездами еще на этапе их становления.