Как не ошибиться в ключевых людях компании
В шоу «Слабое звено» Мария Киселёва вопрошала: кто тянет команду на дно? кому пора показать на выход? Это правильные вопросы и для владельца бизнеса.
То самое звено
Десять счастливых лет я работаю с управленцами — большими и маленькими, современными и не очень. Все они не оригинальны в своих запросах: «Хочу, чтобы компания зарабатывала больше», «Помогите стимулировать развитие, мы застряли» или «Прокачайте эффективность, а то вкладываю много, а получаю мало».
Года три как появился новый запрос:
— Хочу оценить свой топ-менеджмент.
Переводим с деликатного на русский: нужно найти слабое звено.
Никто уже не хочет работать с олдскульными топами, которые привыкли к классическим инструментам менеджмента. Долгие совещания, отчет на отчет, многоступенчатое согласование, чинопочитание, устаревшие инструменты... Да, такое бывает. И еще совершенно иначе тоже бывает. Особенно, если топ-менеджмент бережно развивать и обучать.
Оценить топ-менеджмент можно разными способами, но мы в Grow Consulting предпочитаем один, на наш взгляд, самый действенный и безболезненный ― гейм-ассессмент, или бизнес-игра. Игровой ассессмент — максимально бережное мероприятие, через уважение и любовь к людям.
Перебор с топами
Впрочем, подождите с бизнес-игрой, давайте поговорим о подготовительных работах.
Оценка топ-менеджмента невозможна без банального подсчета сотрудников в компании. Важно соблюдать здоровый баланс в количестве топов. Если их мало — будет тяжело, если много — хорошо бы подумать над оргструктурой.
В нашей практике принято считать, что на 100+ сотрудников должно быть четыре-пять топов, а лучше семь ― исполнительный, коммерческий, операционный директор, директор по продажам и маркетингу, финансовый, ИТ- и HR-директор.
Список примерный, ведь не всем нужен ИТ-директор, зато могут понадобиться топы по снабжению, логистике или производству. Меньше пяти редко где встречается, а больше десяти в прямом подчинении у СЕО ― уже слишком много, так он лопнет от нагрузки.
Сможете договориться с пришельцами?
Посчитали топов? Тогда вперед в бизнес-игру! Устраивайтесь поудобнее, сейчас расскажу, как она проходит.
Для начала наш эксперт погружает всех участников и непременно руководителя самой компании в легенду игры. Она может быть любой, но ее главная черта — непохожесть на то, чем люди каждый день занимаются на своих рабочих местах. Эксперт предлагает справиться с неким невероятно сложным заданием ― нашествием инопланетян, спасением планеты или атакой искусственного интеллекта.
Представьте себе ситуацию:
Внеземная раса угрожает уничтожить Землю, все как в «Задаче трех тел» (смотрели уже сериал?). Команде нужно за час разработать и согласовать стратегию переговоров, используя силу убеждения, харизму и интеллектуальные скиллы. Затем определить лидера, способного вести переговоры.
Участники решают задачу, а мы наблюдаем, как они себя проявляют. Через игровые ситуации видны настоящие компетенции: насколько сотрудники отслеживают дедлайны, насколько ответственны, насколько погружаются в задачу, как они спорят ― конструктивно беседуют или посылают подальше.
Одна команда однажды предложила неожиданное даже для нас решение. По легенде, им не хватало нужных ресурсов, а игровой валюты, чтобы их пополнить, не было. Но был набор материалов: бумага, карандаши, линейки. Чтобы выполнить задание быстрее других команд, участники разломили все свои игровые карандаши на две или три части ― тем самым они вдвое увеличили количество ресурса.
По другой игровой легенде один участник был назначен президентом, и все ключевые решения принимал сам, без привлечения команды. Решения были где-то правильными, где-то ― не очень, и только в конце игры этот сотрудник осознал, что он точно так же себя ведет и в своем рабочем кабинете. Коллеги тоже привыкли, что он не дает им выбора. Оказывается, из-за этого вся команда может попасть в плен или не спасти планету.
Хорошие топы — те, кто может в системное и стратегическое мышление. Во времена мировой турбулентности компании нужны пилоты, готовые вывести бизнес из пике. Они не боятся брать ответственность, принимать решения, выкупают пользу agile-методов и кросс-функциональных групп.
Бизнес-игра показывает системное и стратегическое мышление, лидерство, компетенции на создание эффективных команд, фокус на результативность. Она помогает понять, кто командный дух может поддержать, а кто сбежит, сверкая пятками, при первом же ЧП.
Игра срывает маски
Результаты бизнес-игры могут быть неожиданными. Мы сразу клиентов об этом предупреждаем, даже если наши слова неприятны и болезненны.
Сотрудники могут открыться в неочевидном образе, и тогда придется принимать непопулярные решения: понижать в должности, переставлять или, самое радикальное, увольнять.
В результате игры может оказаться, что пересобирать надо всю систему. Скажем, у руководителя подразделения высокие компетенции, а планы его отдел не выполняет. Значит, что-то пошло не так на уровне структуры, может быть, зоны ответственности не распределены. Человек есть, а за что отвечает ― непонятно. Или еще хуже ― зона ответственности есть, а полномочий для реализации идей нет.
Это как с ремонтом: с первого взгляда объем работ не оценить, даже если запрос вполне конкретный. Приходит бригада и говорит, что снимет линолеум и новый положит, будет по красоте. Снимают, а там ― сгнивший паркет, тусовка термитов и наклон такой, что без перезаливки никак. Работ, времени и сил кратно больше. Но делать надо!
Инструкция по применению сотрудника
Бизнес-игра дает полное понимание, с кем компания работает, на кого и когда можно положиться, кого и что драйвит.
Одна наша бизнес-игра выявила очень хорошего аналитика. Системщика, как мы бы сказали. Но девушке было сложно договариваться и приводить аргументы на больших собраниях. Игра очень ярко показала недостаток уверенности в себе и лидерских компетенций. Когда девушка поработала не в большом коллективе, а в маленькой рабочей группе, то проявила себя вовлеченной и результативной.
Не нужно требовать от человека лететь в космос, если он хорош на Земле!
Или, например, мы нашли менеджера, жаждущего признания и командной игры. В одиночестве и автономности он затухал, мотивация падала, планы не выполнялись. Мы условились, что в его отделе будет больше общения, коллективных мозговых штурмов, а еще разборов достижений с обязательной похвалой. Человек стал с большим рвением ходить на работу!
После бизнес-игры CEO получает матрицу компетенций всего топ-менеджмента, ему становится проще управлять всеми и каждым в отдельности. А еще часто СЕО сами просятся участвовать в гейм-ассессменте, чтобы получить обратную связь на себя.
Каждый участник получает отчет, в котором описаны его суперсилы и зоны роста, а еще развернутый отзыв в формате коуч-сессии от наблюдателя. После этого начинается самое что ни на есть настоящее развитие.
А есть ли у вас топы, которые бросятся спасать бизнес в случае инопланетной атаки?