«Будем радоваться ответственно и деликатно»
Вечером 2 октября евреи по всему миру отметили праздник Рош а-Шана — наступление нового года по иудейскому календарю.
Еврейский новый год отличается от европейского не только тем, что первый отмечается в начале осени, в то время как второй — в середине зимы. Христианско-европейский новый год — время подарков, застолья, веселья и отдыха. Рош а-Шана не очень сочетается с бурным весельем и прочими развлечениями, хотя богатое застолье в этот день устраивается. Накануне и в сами дни Рош а-Шана (он празднуется два дня) евреи усиленно молятся и долгие часы проводят в синагоге, поскольку именно в это время Небесный суд выносит свой приговор каждому человеку на основании его поступков в истекшем году. Цель Рош а-Шана — этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к начинающемуся году. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог решает, кто в следующем году будет жить, а кто умрет. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решения Бога. Понятно, что когда решается столь важный вопрос, застолья отходят на второй план. Своего рода инструмент покаяния во время Рош а-Шана — шофар, рог кошерного парнокопытного животного, обычно барана или козла, в который трубят в синагоге сто раз в каждый из двух дней Рош а-Шана.
Тема жизни и смерти могла бы превратить еврейский Новый год в дни тоски и уныния. Чтобы избежать этого, мудрецы учат евреев встречать праздник в настроении оптимизма и уверенности в том, что Бог примет их раскаяние и продлит им жизнь. Например, предписано есть на Рош а-Шана мед, опустив в него кусок яблока, при этом произносится особая молитва: «Пусть будет воля Твоя, о Господь, Бог наш, дать нам хороший и сладкий год».
Рош а-Шана открывает целый цикл Осенних праздников, который длится почти целый месяц. Он состоит, помимо Нового года, из Йом Кипура, праздников Суккот и Симхат Тора. На Симхат Тора в прошлом году в Израиле произошла страшная резня жителей юга страна. С тех пор ситуация в стране остается очень напряженной. Сейчас в любой момент может разразиться новый конфликт — с базирующейся в Ливане группировкой «Хезболла». Возникает вопрос: можно ли в этих условиях что-либо праздновать? На мой взгляд, ответ положительный: мы должны радоваться, но характер этого ликования будет несколько иным. В Торе говорится, что во время Рош а-Шана необходимо «радоваться перед Богом». Что это значит? Мы живем с осознанием того, что всегда находимся в присутствии Бога. Он знает и наблюдает за нашей жизнью, даже если нам кажется, что Он не вмешивается, и даже если мы чувствуем «разочарование» от Его действий. 7 октября было ужасным днем, который запомнится навсегда, но мы должны помнить, что именно в этот день еврейский народ начал сопротивляться, и через день война перешла в другое русло.
Радость включает в себя сильное желание не отчаиваться перед лицом невзгод. Трудности и страдания, естественно, снижают способность человека видеть дальше и понимать, что жизнь может быть другой, если человек решит сделать ее такой.
Радость позволяет нам выбраться из депрессии и дает нам возможность поднять голову и не считать себя и свою ситуацию мрачной и безнадежной. В этом году мы будем радоваться, но делать это будем ответственно и деликатно, с пониманием и осознанием сути этой радости.