Текст Ольги Бузовой обнаруживает фрустрацию автора
Психологический анализ для конкурса PSYTEXT AWARD
Психолог Майя Дмитриева
Текст создает впечатление путаного, рваного. Трудно уследить за логикой, как будто задача автора не быть ясной, сообщить что-то о себе, о своих идеях или даже событиях жизни, а только запечатлеть, поделиться калейдоскопом мыслей и эмоций.
Это автору вполне удалось. Содержание текста изящно закольцовано первой и последней фразами: «На месте…» — «Где же я?»
«На месте» — выражение, которым рапортуют о финише, фиксируют достижение места назначения, цели путешествия и сообщают об остановке. Человек, который говорит о себе «на месте» — точно остановился и скорее там, где хотел оказаться. По крайней мере, понимает, где он сейчас.
Но последняя фраза «Где же я?» — словно перечеркивает, опрокидывает первую, отменяет начальный смысл всего сообщения.
Формально это можно объяснить форматом блогерского текста. Вопрос, вовлекающий аудиторию в дискуссию или отгадайку, — это стандартное, технически грамотное завершение поста. Но весь остальной текст показывает, что этот вопрос — действительное сомнение, в котором пребывает автор. Телом она «на месте», но внутренний вихрь мыслей и эмоций далек от того, чтобы «просто остановиться».
Речь в сообщении, кажется, идет о незапланированном отпуске, который случился и разорвал привычный рабочий график автора.
Автор радуется, что ей «удалось выкроить несколько дней…, чтобы просто остановиться». Но в момент написания текста остановка, передышка все еще не происходит. Описание происходящих событий ни в одном абзаце не доходит до завершения, не дорисовывает картинку, а вместо этого стремительно переключается на другую.
«Я улетела. И прилетела».
Общепринятая логика этих выражений такова: «улетела» в отпуск и «прилетела» из отпуска в повседневность.
Но в этом тексте происходит инверсия привычных смыслов, все перевернуто: улетела из повседневности, прилетела в отпуск.
Но это неточно.
По словам автора, она много где бывает, но по сути не бывает нигде. Чтобы погрузиться в атмосферу страны, надо остановиться, для этого быть «не на работе». Но работу «вести блог» нельзя остановить. Тогда размывается грань между работой и не работой. Вместе с этой границей растворяется и состояние остановки, приземления. Автор соскальзывает из «я на месте» в «где же я?»
Я бы сказала, что внутренний конфликт автора связан именно с родом занятий. Оба раза, когда она произносит это слово «профессия», блокирует всю фразу с обеих сторон многоточиями, как забором, словно бы не разрешая самой себе погружаться в противоречивые чувства, которые вызывает эта тема.
Конфликт между «несказанной радостью» от того, как сложилась жизнь и смутным ощущением, что что-то важное ускользает.
Вызывает интерес фраза «мой список мест и стран, о которых я мечтала, не уменьшается». Если человек ощущает что список желаний не уменьшается, с одной стороны, это говорит о том, что он продолжает мечтать, значит жив, развивается, чувствует. Но с другой, если список желаний не обновляется, то значит мечты остаются нереализованными. Отсюда этот общий фон фрустрации и растерянности, когда «не верится», что передышка возможна; тревога, что вот-вот произойдет что-то, что помешает улететь, и базовое сомнение в том, что цель достигнута. Последнее проявляется в высказывании «Я мечтала тут оказаться… и я здесь». Мечтала — «тут», а оказалась «здесь» снова озвучивается призрачность достижения места назначения.
В этом тексте я не буду комментировать эмодзи, чтобы не выдумывать лишние смыслы, потому что блогерский пост — специфический материал. Тут так принято, и у пиктограмм особое назначение. Манера избыточно иллюстрировать смайликами каждое существительное — кинокамера и микрофон — вместо названия профессии, самолет как иллюстрация полета, земной шар символическое изображение всего мира — вызывает ассоциацию с книжкой для детей, которые только учатся читать. Этот нюанс скорее говорит об аудитории, чем о самом авторе: чтобы облегчить процесс восприятия, не дать потерять интерес вместо сложных длинных незнакомых слов используются изображения предметов.
Исключением может быть только изображение обезьянки, закрывающей глаза. На этот популярный смайл я всегда обращаю внимание. В сети этот значок принято понимать как выражение милого смущения, а по сути, стыда. Это похоже на желание спрятаться, оставаясь в то же время в контакте. Со мной что-то не впорядке, но я бы хотела чтобы вы видели, что я осознаю это и мне неловко. Так нашалившие дети закрывают глаза, воображая, что стали невидимыми. Далее автор поясняет, чего стыдится, и мы видим конфликт между потребностью отдыхать и запретом останавливаться.
Вывод
В представленном для анализа фрагменте текста ясно звучит потребность автора в отдыхе, передышке, остановке, ощущении себя хотя бы в промежуточной точке назначения и в противовес этому — запрет замедляться, вытеснение своей растерянности, усталости, неудовлетворенности как постыдных чувств.
Текст обнаруживает фрустрацию автора, вызванную скрытым конфликтом между внешним уровнем социальной реализации, профессиональной востребованности и внутренней степенью удовлетворенности результатами своей деятельности, содержанием своей жизни.
Варианты вопросов клиенту:
1. Скажите, пожалуйста, как обычно устроен ваш отдых: как часто удается прерывать рабочие проекты, существует ли механизм постановки проектов на паузу, как долго она может длиться, кто принимает ключевые решения по этим вопросам?
(цель вопроса — подвести к разговору о возможной ситуации выгорания, обсудить эту гипотезу)
2. Удается ли вам находить ресурсы времени и внимания, чтобы сосредоточиваться на проживании себя «здесь и сейчас»? Практикуете ли вы какие-то техники для этого, например, медитации?
(цель вопроса — предложить техники заземления, обратить внимание на их доступность и эффективность , а также рекомендовать к применению)
3. Текст завершается предложением аудитории отгадать, где вы сейчас находитесь. А как вы бы ответили на этот вопрос самой себе прямо сейчас?
(цель вопроса — исследовать проблему «где же я?» в моменте, например, понаблюдать, удается ли клиенту фокусировать и оценивать уровень своей включенности в диалог. Особенно интересно это может быть как раз в формате переписки, который как никакой другой дает возможность сосредоточиться на собственных мыслях и чувствах, не отвлекаясь на внешние атрибуты).