Лучшее за неделю
Ирина Баржак
11 октября 2024 г., 20:54

Текст Ольги Бузовой обнаруживает фрустрацию автора

Психологический анализ для конкурса PSYTEXT AWARD

Читать на сайте

Психолог Майя Дмитриева

Текст Ольги Бузовой в социальной сети 

Текст создает впечатление путаного, рваного. Трудно уследить за логикой, как будто задача автора не быть ясной, сообщить что-то о себе, о своих идеях или даже событиях жизни, а только запечатлеть, поделиться калейдоскопом мыслей и эмоций.

Это автору вполне удалось. Содержание текста изящно закольцовано первой и последней фразами:  «На месте…» — «Где же я?»

«На месте» — выражение, которым рапортуют о финише, фиксируют достижение места назначения, цели путешествия и сообщают об остановке. Человек, который говорит о себе «на месте» — точно остановился и скорее там, где хотел оказаться. По крайней мере, понимает, где он сейчас.

Но последняя фраза «Где же я?» — словно перечеркивает, опрокидывает первую, отменяет начальный смысл всего сообщения.

Формально это можно объяснить форматом блогерского текста. Вопрос, вовлекающий аудиторию в дискуссию или отгадайку, — это стандартное, технически грамотное завершение поста. Но весь остальной текст  показывает, что этот вопрос — действительное сомнение, в котором пребывает автор. Телом она «на месте», но внутренний вихрь мыслей и эмоций далек от того, чтобы «просто остановиться».

Речь в сообщении, кажется, идет о незапланированном отпуске, который случился и разорвал привычный рабочий график автора.

Автор радуется, что ей «удалось выкроить несколько дней…, чтобы просто остановиться». Но в момент написания текста остановка, передышка все еще не происходит. Описание происходящих событий ни в одном абзаце не доходит до завершения, не дорисовывает картинку, а вместо этого стремительно переключается на другую.

«Я улетела. И прилетела».

Общепринятая логика этих выражений такова: «улетела» в отпуск и «прилетела» из отпуска в повседневность.

Но в этом тексте происходит инверсия привычных смыслов, все перевернуто: улетела из повседневности, прилетела в отпуск.

Но это неточно.

По словам автора, она много где бывает, но по сути не бывает нигде. Чтобы погрузиться в атмосферу страны, надо остановиться, для этого быть «не на работе». Но работу «вести блог» нельзя остановить. Тогда размывается грань между работой и не работой. Вместе с этой границей растворяется и состояние остановки, приземления. Автор соскальзывает из «я на месте» в «где же я?»

Я бы сказала, что внутренний конфликт автора связан именно с родом занятий. Оба раза, когда она произносит это слово «профессия», блокирует всю фразу с обеих сторон многоточиями, как забором, словно бы не разрешая самой себе погружаться в противоречивые чувства, которые вызывает эта тема.

Конфликт между «несказанной радостью» от того, как сложилась жизнь и смутным ощущением, что что-то важное ускользает.

Вызывает интерес фраза «мой список мест и стран, о которых я мечтала, не уменьшается». Если человек ощущает что список желаний не уменьшается, с одной стороны, это говорит о том, что он продолжает мечтать, значит жив, развивается, чувствует. Но с другой, если список желаний не обновляется, то значит мечты остаются нереализованными. Отсюда этот общий фон фрустрации и растерянности, когда «не верится», что передышка возможна; тревога, что вот-вот произойдет что-то, что помешает улететь, и  базовое сомнение в том, что цель достигнута. Последнее проявляется в высказывании  «Я мечтала тут оказаться… и я здесь». Мечтала — «тут», а оказалась «здесь» снова озвучивается призрачность достижения места назначения.

В этом тексте я не буду комментировать эмодзи, чтобы не выдумывать лишние смыслы, потому что блогерский пост — специфический материал. Тут так принято, и у пиктограмм особое назначение. Манера избыточно иллюстрировать смайликами каждое существительное — кинокамера и микрофон — вместо названия профессии, самолет как иллюстрация полета, земной шар символическое изображение всего мира — вызывает ассоциацию с книжкой для детей, которые только учатся читать. Этот нюанс скорее говорит об аудитории, чем о самом авторе: чтобы облегчить процесс восприятия, не дать потерять интерес вместо сложных длинных незнакомых слов используются изображения предметов.

Исключением может быть только изображение обезьянки, закрывающей глаза. На этот популярный смайл я всегда обращаю внимание. В сети этот значок принято понимать как выражение милого смущения, а по сути, стыда. Это похоже на  желание спрятаться, оставаясь в то же время в контакте. Со мной что-то не впорядке, но я бы хотела чтобы вы видели, что я осознаю это и мне неловко. Так нашалившие дети закрывают глаза, воображая, что стали невидимыми. Далее автор поясняет, чего стыдится, и мы видим конфликт между потребностью отдыхать и запретом останавливаться.

Вывод

В представленном для анализа фрагменте текста ясно звучит потребность автора в отдыхе, передышке, остановке, ощущении себя хотя бы в промежуточной точке назначения и  в противовес этому — запрет замедляться, вытеснение своей растерянности, усталости, неудовлетворенности как постыдных чувств.

Текст обнаруживает фрустрацию автора, вызванную скрытым конфликтом между внешним уровнем социальной реализации, профессиональной востребованности и внутренней степенью удовлетворенности результатами своей деятельности, содержанием своей жизни.

Варианты вопросов клиенту:

1. Скажите, пожалуйста, как обычно устроен ваш отдых: как часто удается прерывать рабочие проекты, существует ли механизм постановки проектов на паузу, как долго она может длиться, кто принимает ключевые решения по этим вопросам?

(цель вопроса — подвести к разговору о возможной ситуации выгорания, обсудить эту гипотезу)

2.  Удается ли вам находить ресурсы времени и внимания, чтобы  сосредоточиваться на проживании себя «здесь и сейчас»? Практикуете ли вы какие-то техники для этого, например, медитации? 

(цель вопроса — предложить техники заземления, обратить внимание на их доступность и эффективность , а также рекомендовать к  применению)

3.  Текст завершается предложением  аудитории отгадать, где вы сейчас находитесь. А как вы бы ответили на этот вопрос самой себе прямо сейчас? 

(цель вопроса — исследовать проблему «где же я?» в моменте, например, понаблюдать, удается ли клиенту фокусировать и оценивать уровень своей включенности в диалог. Особенно интересно это может быть как раз в формате переписки, который как никакой другой дает возможность сосредоточиться на собственных мыслях и чувствах, не отвлекаясь на внешние атрибуты).

Обсудить на сайте