Суккот напоминает нам об Облаках Славы
На осенний месяц Тишрей в еврейском календаре выпадает больше всего праздников — семь нерабочих дней. Открывается месяц Новым годом, за ним следует Судный день (Йом Кипур), через четыре дня после которого наступает Суккот.
Накануне Суккот евреям положено соорудить сукку — временный шалаш, достаточный, чтобы там могла жить и питаться одна семья. Сукка символизирует шалаши, в которых евреи жили в течение сорока лет скитаний по пустыне. Стенки шалаша обычно делают из дерева и сверху накрывают ветками с листьями. Ветки лишь слегка прикрывают крышу, чтобы сквозь них можно было видеть небо. Всю пищу в дни праздника Суккот положено принимать в сукке. Горские евреи сооружают красивые сукки, которые украшают коврами и ковриками, поскольку ковроткачество — наше традиционное ремесло.
Суккот — еще и аграрный праздник, отмечающий время сбора урожая в Земле Израиля. Читаются особые молитвы, во время которых нужно держать в руке четыре вида особых растений: пальмовую ветвь (лулав), связанную с двумя ветками ивы и тремя мирта, и этрог — цитрус, похожий на продолговатый лимон. Этрог должен быть без пятен, ровный и чистый. Этроги выращивают и в Израиле, но самый лучший сорт привозят из Южной Италии. Накануне праздника Суккот в Израиле, а также в крупных городах мира с многочисленным еврейским населением устраивают специальные базары, где можно купить набор растений к Суккот. Причем за безупречный этрог люди иногда платят более 100 долларов. Кстати, в нашей общине, у горских евреев, в традиционную эпоху обряд с четырьмя видами растений не соблюдался, поскольку на Кавказе они не росли.
Суккот напоминает нам об Облаках Славы, которые охраняли наш народ во время его странствований по пустыне на пути в Землю Обетованную. Тогда каждый видел в этих Облаках особую божественную защиту, дарованную нам Господом в те тяжелые годы. Но хотя эти Облака Славы исчезли в сороковом году скитаний, накануне прихода в Землю Израильскую, мы никогда не переставали верить, что Господь дает нам Свою защиту и что поэтому мы пережили всех наших страшнейших врагов во всех поколениях.