Маленькая история чашки, завоевавшей весь мир
Чашечка, кружка, кофейная, чайная, для воды. Усатые чашки (Moustache cup — специальная чашка, у которой на передней стенке был специальный выступ, чтобы не намочить усы!) Чашка с ручкой и без. Помятые чашки, чашки с вертикальным рифлением и даже invalid cup (чашки для людей с ограниченными способностям). Всевозможные вариации мы используем с вами в своем домашнем обиходе ежедневно. Пользуемся этой атрибутикой повсеместно в офисах, кофейнях, университетах, школах, в общем-то, везде.
Не пить у человека не получится, мы ж помним..
Вспоминая англичан, самых известных снобов, которые до сих пор считают, что пить чай из фарфоровой чашки гораздо вкуснее, чем из глиняной кружки, трудно с ними не согласиться. Да и многие фокус-группы подтвердили, что помимо самого чая, на его вкус влияет посуда, в которой он подается: материал, форма, дизайн, и даже ручка. С кофе история идентичная.
Чашка с чаем или кофе — символ гостеприимства и изысканности, элегантности и утонченности. Доброго отношения и открытого диалога. Предложить чашку горячего напитка — способ приветствовать человека. Насладиться вкусом — это про уделенное время, неспешное. Ведь горячий напиток выпить быстро даже не получится. Это всегда времяпрепровождение.
Давайте немножко вспомним яркие факты из истории чашки, которая пришла к нам из Китая, как принято считать, из VI века. Материалом для чашек был избран фарфор, по его характеристикам, легкости, технологическим и эстетическим аспектам. Затем японцы приобрели секретную технологию. Дальше Европа и весь мир захотел красоты и эстетики. Сейчас для нас удивительно, но первые чашки были в форме пиал. То есть не имели ручек. Кое-где они так и остались. Новаторская идея приделать к чашке (пиале) ручку, оказалась весьма практичной и функциональной, а после повлекло за собой к появлению такого явления, как чайная церемония.
Строго настрого запрещалось стучать чашкой о блюдце, оттопыривая мизинец, когда держишь чашку пальцами за ручку. Громко стучать ложечкой по краям чашки при размешивании. И прочие, вроде бы, малозначительные рекомендации были обусловлены и ожидаемы от каждого. Говорить о том, что весь этот этикет был уделом светского общества, не приходится. Однако позднее в массы он все же просочился в виде хороших манер.
Пройти мимо классификации и полезного структурирования темы чашечек, не хочется, поэтому, не перегружая нюансами, названиями и тонкостями, определимся с вами в формате любительской классификации данной терминологии по общему признаку:
— кофейными (обычно они более вытянутые и узкие, объем разный в зависимости от вида напитка).
— бульонными (большие по 300-400 мл).
— в разных странах существуют разные чайные чашки (в Англии 284 мл, в Европе – 250 мл, в Японии — 180 и 200 мл).
Отдельного внимания и пристального изучения заслуживает русский фарфор и русские чашечки. Это целая и огромная часть эстетики чайной церемонии в России. Непревзойденные мастера фабрик ЛФЗ, Вербилки, Дулево, Кузнецова радовали испокон веков удивительными формами чайных и кофейных пар, росписью и фактурой, невероятным качеством изделий. Для этого нам потребуется отдельная статья, для ценителей. Сейчас же главной целью является напоминание о важности обычных вещей, пользования ими и культуре потребления, о формировании традиционных ценностей, общении между людьми в оффлайне. Не на бегу, а в размеренном ритме жизни, где мы предпочтем с вами чай или кофе, налитый не в картонный стаканчик, а в чашечку из фарфора или даже стекла.
***
Разное время, тренды, традиции,
Но неизменно одно чаепитие.
Время, когда ты садишься за стол
И неизбежный ведешь разговор.
Чай, не спеша, пока остывает,
Душу другу ты всю открываешь.
Сахар уже растворился в воде
Сразу становится легче тебе.
Чай, может, это и не лекарство,
С ним затихает любое бунтарство.
Полина Галицкая