Правда о системе «Покупай сейчас, плати позже»
В США начался сезон праздничных покупок с «чёрной пятницы» от Amazon. По прогнозам компании Adobe Analytics ожидается, что в последнем квартале года американские потребители потратят рекордные 18,5 млрд долларов, используя систему «покупай сейчас, плати позже». Популярность схемы «покупай сейчас, плати позже» (BNPL) резко возросла, когда пандемия COVID-19 вынудила покупателей делать покупки онлайн. По данным Adobe это привело к тому, что объем онлайн-покупок в 2023 году составил 75 миллиардов долларов, что на 14,3% больше, чем в 2022 году. Такие провайдеры BNPL, как Affirm и Klarna, увеличивают покупательную способность, предоставляя покупателям заемные средства, которые они погашают частями в течение максимум 36 месяцев, хотя наиболее распространенными являются планы платежей четырьмя частями.
Поскольку большинство провайдеров BNPL не передают информацию о займах в бюро кредитных историй, исчерпывающие данные о просрочке платежей по BNPL отсутствуют. Ассоциация финансовых технологий, среди членов которой есть три провайдера BNPL, сообщает, что процент просрочек у этих компаний составляет менее 2%, тогда как для кредитных карт этот показатель приближается к 9%. Тем не менее, по данным Федерального резервного банка Бостона, в 2023 году 71% пользователей BNPL также имели задолженность по кредитным картам. Afterpay, которая принадлежит Block, сообщила, что в четвертом квартале 2023 года 96% клиентов своевременно оплатили все платежи. Klarna же сообщила, что 96% её пользователей с планом оплаты четырьмя частями в 2023 году погасили свои счета досрочно или вовремя.
За три месяца, закончившихся 30 сентября 2024 года, Affirm сообщила, что 2,4 процента их займов просрочены более чем на 30 дней.
Доля онлайн-расходов
По данным Adobe Analytics, с января по сентябрь этого года потребители потратили более 731,5 миллиарда долларов США онлайн, из которых 57,6 миллиарда пришлось на покупки в рассрочку. Это на 10,3% больше, чем за тот же период 2023 года. Рекордные 18,5 миллиардов долларов США, которые, по прогнозам Adobe будут потрачены в рассрочку в последнем квартале этого года, означают рост на 11,4% по сравнению с прошлым годом.
Своевременные платежи
Согласно Федеральному резервному банку Филадельфии, большинство пользователей BNPL вносят полную оплату вовремя, и в период с 2022 по 2023 год меньше покупателей задерживали платежи. Однако Федеральный резерв Филадельфии отметил, что неясно, стали ли покупатели «менее рискованными» из-за изменений в методах андеррайтинга компаний BNPL, или же изменился состав потребителей, привлеченных схемой BNPL с 2022 по 2023 год.
Кредитные рейтинги В 2022 году Бюро по защите прав потребителей США сообщило, что большинство пользователей BNPL, у которых также были непогашенные остатки хотя бы по одной кредитной карте, имели кредитные рейтинги ниже среднего (от 580 до 619) или близкие к среднему (от 620 до 659). Поскольку многие провайдеры BNPL не передают данные в бюро кредитных историй, защитники прав потребителей предупреждают, что задолженность по BNPL является «слепой зоной» для регуляторов, других кредиторов и самих провайдеров BNPL. В мае CFPB выпустило интерпретирующее правило, устанавливающее новые требования для провайдеров BNPL: компании должны расследовать споры с потребителями, возмещать стоимость возвращенных товаров и предоставлять периодические выписки по счетам. При этом оценивать способность потребителя выплатить заём компании не требуется.
Средний ежемесячный платёж
По данным исследовательской компании The Motley Fool, 58% пользователей BNPL сообщили, что их средний ежемесячный платёж составляет 100 долларов США или меньше. Для сравнения, Experian сообщила, что средний ежемесячный платеж по кредитной карте в феврале составлял 202 доллара США. Только у 2% пользователей BNPL средний ежемесячный платеж превышал 1000 долларов США.
Использование в разных поколениях
По данным PYMNTS, новостного агентства, специализирующегося на платежах, для покупателей из поколений X, миллениалов и поколения Z (или тех, кому меньше 60 лет), одежда была самой популярной покупкой в рассрочку в прошлом году. В то время как бэби-бумеры чаще использовали BNPL для покупки мебели. Продукты питания также были популярным товаром, приобретаемым в рассрочку, среди представителей разных поколений. CFPB обнаружил, что использование BNPL для повседневных покупок, таких как продукты, бензин и коммунальные услуги, выросло на 434% в 2022 году по сравнению с 2020 годом, поскольку потребители столкнулись с ростом цен.