Мастерские художников: Михаил Рубанков и Тина Шибалова
Новая рубрика: мастерские художников, где мы ходим в гости, знакомимся с творческим процессом и говорим на самые разные темы. Для первого выпуска спустились в Мастерские Винзавода
Тина Шибалова
Сложно сказать, когда я сюда заехала, хочется ответить, что года два назад. Ощущение, что уже тысячу лет, годы быстро идут. У меня здесь был выставочный проект. Поэтому я часто приходила в гости к Мише Рубанкову. Мы все хорошо друг с другом знакомы. Мне кажется, я все время здесь была и буду.
— Расскажи, что здесь находится. Есть ли какие-то определенные этапы работы, когда ты переходишь из одной части мастерской в другую?
Да, у меня есть некоторое зонирование. Я занимаюсь в основном концептуальным искусством, поэтому очень много работы теоретического характера, когда необходимо написать текст, что-то прочитать, придумать, полежать. Наверное, 70-80% я работаю с головой и потом через что-то это преобразовываю. Материалы для меня – история вторичная. Сначала приходит идея, потом я понимаю, что это будет: графика, скульптура, медиа и т.п. У меня здесь есть место силы – матрас.
Этот матрас появился в 2021 году, я купила его для перформанса Been mistake – моя первая громкая работа, которая позволила мне хорошо о себе заявить. Потом матрас хранился то у меня в машине, то на работе, и когда я сюда въехала, взяла его с собой. Он маленький, неудобный, дешевый, но я на нем делаю все проекты, мне на нем очень хорошо. Когда сюда приходят друзья и резиденты, они все отмечают, что действительно стоит на него сесть и время останавливается.
— Стараешься ли ты поддерживать порядок и чистоту в мастерской?
У меня сейчас беспорядок, сентябрь-октябрь был активный выставочный период, пять проектов подряд. Поэтому я быстро что-то где-то достаю. У меня есть история, что я люблю не просто прибраться, помыть полы, но еще свечку зажечь, чтобы с новым периодом новая энергия заходила. Я здесь стараюсь обновлять экспозицию. Какие-то значимые для себя вещи вешаю, чтобы понимать кто ты, в первую очередь, тем самым свое пространство оберегать.
— Как ты здесь продумываешь перформансы?
У меня перформанс больше про акции, но если какая-то танцевальная работа, то мой танец будет состоять из статики. Я иногда здесь партитуры прохаживаю, мне этого места хватает. У меня был проект «Скучные истории скучной жизни скучного человека». Я его практически весь придумала засчет того, что лежала каждый день и смотрела час в потолок. У меня еще есть перформанс «Один день из жизни скучного человека». Это был лайв на восемь часов, по-моему, о том, как я здесь в мастерской находилась и скучала. Я тут много снимаю, у меня есть штатив.
Михаил Рубанков
Мне изначально нравился Винзавод своей атмосферой, энергетикой прежде всего. Когда я первый раз сюда попал, понял, что мне очень подходит. Работаю здесь уже три года.
— Расскажи, как ты организовал пространство.
Мастерская совмещает в себе рабочее и выставочное пространство. Здесь всегда есть что посмотреть, я использую стены в качестве экспозиции, для демонстрации, так скажем. Тут периодически случаются экскурсии и часть каких-то деловых встреч, приходят смотреть коллекционеры и просто друзья. Очень удобно, когда в одном месте и работа, и какая-то бесконечно длящаяся выставка.
— Бывает ли у тебя так называемый «творческий кризис», что даже в мастерскую приезжать не хочется? Если да, как долго он может продолжаться, как ты из него выходишь?
Почти нет, бывает просто с меньшей интенсивностью что-то делаю, что-то с большей, но творческим кризисом это назвать сложно. Для меня это какой-то естественный процесс обетования, производства работ, просто иногда они отличаются по трудозатратности. Но в целом внешняя атмосфера редко сказывается на производительности. В этом году я много путешествовал и не так много здесь находился, но я ощущаю мастерскую как свой второй дом, поэтому не возникает таких мыслей, что я не хочу здесь появляться. Это будет звучать как то, что я не хочу приезжать домой.
— У тебя много работ, сделанных в смешанной технике, с использованием дерева, металла, шерсти и так далее. Как ты выбираешь материал? Собираешь ли необычные предметы, чтобы потом использовать в своих работах?
Я практически никогда не готовлю заранее каких-то материалов. Иногда бывает очень редко, что я что-то где-то найду, например, в окрестностях Винзавода, потом думаю, что это может пригодиться. Но чаще бывает так, что я придумываю какую-то концепцию и сразу же продумываю, как ее можно реализовать. Сами собой появляются в голове материалы, из которых будет лучше это сделать и я их либо нахожу, либо покупаю, либо как-то произвожу. Для меня на первом месте стоит идея.
— Как вообще происходит генерация идей? Расскажи про какую-нибудь работу, что за ней стоит?
Например, этот триптих с белочками. Я ознакомился с наследием Людвига Витгенштейна и прочитал логико-философский трактат. Потом думал на эту тему, и как-то само собой пришло создание этих трех холстов. Но чаще всего я не могу объяснить как приходит идея. Тут как раз фишка в том, что ты не не можешь ни коем образом это контролировать, потому и работает. У меня есть работы с каким-то четким, определенным посылом, но это не пропагандистское искусство, не агитационное, что ты пытаешься внушить зрителю, что только так и больше никак. Это что-то более метафизическое, и вот это мерцание смыслов для меня ценно.