Лучшее за неделю
Инна Чумакова
30 октября 2024 г., 12:37

Петрушка. Жар-птица. Шехеразада

Созвездие «Русских сезонов» на легендарной сцене

Читать на сайте

24 октября на исторической сцене Мариинского театра были представлены три одноактных балета: «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова, «Петрушка» и «Жар-птица»  Игоря Стравинского. 

Петрушка, фото Н. Разиной (2024) ©Мариинский театр

Балет «Петрушка» стал, воистину, путеводной звездой для всех его талантливых вдохновителей. Исполнитель главной роли Аарон Осава-Горовиц с первых минут приковывает внимание. Как любопытно проживать в танце вместе с героем целую массу различных чувств: от потешной перчаточной куклы, театральной марионетки, до переживаний за реального живого человека с полным погружением в эту драму любовной истории… В роли Балерины — Мария Ширинкина, изящна и гармонична, воспитанница Пермского хореографического училища. Уверенная и статная, демонстрирующая невероятное равновесие в самых сложных позициях, она не дает отвлечься и оторваться ни на минуту, создавая единое целое с партнером. В спектакле принимают участие воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана, а соло в оркестре в исполнении Евгения Галахова (фагот), Никиты Истомина (труба), Эдуарда Кипрского (фортепиано) и Андрея Телкова (челеста) — украшают и добавляют пикантный колорит в эту потешную историю в четырех картинах. 

Петрушка, фото Н. Разиной (2024) ©Мариинский театр

Балет «Жар-птица» — русская волшебная сказка в двух картинах, всегда была изюминкой в «Русских сезонах». Еще одна удивительная сказка с музыкой Игоря Стравинского, либретто и хореографией Михаила Фокина и реконструкцией Андриса Лиепы в 1994 году. Дух захватывает от декораций и костюмов Анны и Анатолия Нежных, в основу которых легли оригинальные эскизы Александра Головина, Льва Бакста и Михаила Фокина. В роли Жар-птицы Анастасия Нуйкина. Это очередное восхищение и преклонение перед великой Вагановской школой. Это бесконечное наслаждение — наблюдать как артистка пластикой выражает свои чувства (да так, что гости с третьего яруса последнего ряда смотрели завороженно), она тонко выстраивает образ своей героини, глубоко вживаясь в своего персонажа. В роли Ивана-Царевича Антон Осетров — также достойный представитель Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Положа руку на сердце и любуясь искусством этого артиста, я абсолютно точно была уверена, что это и есть тот самый «артист больших сцен», который способен «вытянуть на себе весь спектакль». Невероятная эстетика и техничность. Стоит отметить, что спектакль будет интересно смотреть даже тем, кто не осведомлен о содержании, и это, в первую очередь, относится к молодежи.

Жар-птица, фото Н. Разиной (2024) ©Мариинский театр

Балет «Шехеразада» венчает этот гала-вечер красоты, музыки и танца. В 1910 году балет «Шехеразада» свел с ума Париж. Причем потряс он и интеллектуалов (среди поклонников числился Марсель Пруст), и простую публику. Но главное — именно эта постановка сделала синонимами понятия «русский» и «балет».  С тех пор самым лучшим и истинным стал считаться русский балет. Что же наши сегодняшние герои? Не буду лукавить, если скажу, что приехала посмотреть и полюбоваться заслуженной артисткой России Екатериной Кондауровой, прима-балериной Мариинского театра. Исполненная традиций, мистическая, неподвластная и строгая, исключительная и не похожая на других. Глядя на нее, захлестывает какое-то абсолютное счастье, а после абсолютное послевкусие блаженства. Многое бы отдала, чтобы оказаться на ее репетиции и понаблюдать. Как же божественно из жесткой профессии балерина воссоздает философию торжества добра и радости, легкости и позитива. Это тот случай, когда не хватит слов и выражений, чтобы описать это искусство — только увидев и пропустив через себя, возможно приблизиться к загадкам профессии. В роли Раба Зобеиды — заслуженный артист России, лауреат международного конкурса артистов балета и хореографов Владимир Шкляров. Это была потрясающая химия артистов, которые мастерски донесли до зрителя чувственность и восточный колорит постановки. Настоящее воплощение мужской и женской харизмы и силы танца.

Шехеразада, фото Н.Разиной (2024) ©Мариинский театр

«Балет — это не только техника. Самые лучшие партии танцуют душой», — считает писатель Олег Рой. А балет в Мариинском театре — это наследие и история. Театр сражает роскошью: создается ощущение, что вот-вот из-за колонн покажутся дамы в туалетах и господа во фраках с шампанским. Это невероятная эстетика, бессмертная музыка и неотъемлемая часть нашей русской культуры. А также огромный каждодневный труд не только артистов, но и большой команды театра, огромного количества людей, которые каждый день работают для того, чтобы мы приходили и радовались. Дух времени — это Мариинский театр, и я благодарю судьбу за визит в храм искусства и выражаю надежду, что каждый человек, мечтающий посетить этот храм, исполнит свою мечту, испытав долгое послевкусие шквала нешуточных эмоций!

Обсудить на сайте