Лучшее за неделю
Инна Чумакова
18 ноября 2024 г., 14:14

Премьера спектакля «Лавина»

Запретная любовь в лавине страхов и эмоций
Читать на сайте

В театре «Шалом» состоялась премьера постановки «Лавина» по одноименной пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу о малолюдном горном селении и запретной любви молодой пары, которая, по легенде, может вызвать настоящее бедствие. В интерпретации режиссера Сойжин Жамбаловой, обладательницы премий «Арлекин» и «Золотая Маска», лавина, грозящая сообществу жителей, одновременно становится и физической, и метафизической. А сам спектакль — и семейной сагой, и философской притчей о выборе между собой и семьей и о жажде жизни.

Фото предоставлено пресс-службой театра «Шалом», фотограф Марк Еленцов

Сюжет строится вокруг истории одной семьи, которая оказалась в довольно сложных обстоятельствах и находится перед очень непростым выбором. Как найти в себе силы остаться человеком и сохранить человечность по отношению к близким людям? Как выразить эмоцию, если автор произведения создает уникальный мир… тишины.

Девять месяцев из двенадцати в горном селе нельзя громко говорить, нельзя демонстрировать чувства, поскольку можно не уследить за своей «громкостью» — и сойдет лавина. Все это ведет к эмоциональной блокировке, а невозможность чувственного выплеска, в свою очередь, ведет к отсутствию диалога и верного решения для всех. А решение необходимо: ведь надо понять, как поступить с юными влюбленными, когда все население в летах объято глубинным ужасом.

Фото предоставлено пресс-службой театра «Шалом», фотограф Марк Еленцов

«Лавина в спектакле — не столько образ природной, стихийной угрозы, сколько аллегория внутренних, человеческих опасений, что все любимое и дорогое может оказаться разрушенным, — рассказывает режиссер спектакля Сойжин Жамбалова. — Герои нашей истории живут в режиме большого количества ограничений. Это абсолютно замороженный мир, который мы рисуем и визуальными образами, и системой поведения героев, и (не)звучанием». 

Творческая команда рассматривает историю семьи с позиций трех поколений. Одни живут прошлым, другие — настоящим, а третьи — боятся лишиться будущего. В общине, где все подчинено определенным законам и правилам, людям с каждой минутой становится все сложнее выстраивать коммуникацию друг с другом.

У Тунджера Джюдженоглу прописан неоднозначный финал, и команда Сойжин решила эту неоднозначность подчеркнуть особо: «Тема "человеческого выбора" в какой-то момент начинает превалировать. И тогда главной мыслью становится то, что человек имеет право сам решать, к какому финалу он готов прийти. На мой взгляд, это действительно очень важно», — объясняет режиссер.

Фото предоставлено пресс-службой театра «Шалом», фотограф Ксения Шабунина

Художник спектакля — Натали-Кейт Пангилинан, выпускница Школы-студии МХАТ, сценограф, художник по костюмам, автор двух персональных выставок. «В основу сценографического решения лег образ застывшей угрозы, которую идеально передают нависающий лед и захватывающий все иней, — рассказывает Натали-Кейт Пангилинан. — … Мы одновременно создаем ощущение надвигающегося обрушения и некого замороженного, полумертвого мира».

Часть декораций — это закованные в снег мебель и предметы быта. Образ замерзшего/замершего уюта. При этом у части жителей-актеров в костюмах присутствуют элементы аксессуаров для скалолазания — карабины, веревки — и пластическая работа с ними становится еще одним способом показать внутреннюю борьбу персонажей.

За хореографию в постановке отвечает лауреат премии «Серебряное крыло» Мария Сиукаева, за музыку — лауреат премии «Арлекин» как лучший композитор Дахалэ Жамбалов, за свет — глава осветительного цеха в театре «Центр драматургии и режиссуры» Анна Короткова. В постановке задействованы: Григорий Каганович, Светлана Свибильская, Дмитрий Цурский, Вероника Патмалникс, Дмитрий Уросов, Александра Ахметзянова, Тимофей Бенедиктов, Евгений Овчинников, Федор Бычков, Алина Исхакова, Елизавета Потапова.

Фото предоставлено пресс-службой театра «Шалом», фотограф Ксения Шабунина

На протяжении всей постановки в какой-то момент ловишь себя на том, что не только на сцене, но и в зрительном зале застыла тишина… Зритель настолько находится в единении с актерами, что будто тоже боится совершить неловкое движение, сильно вздохнуть, тем самым спровоцировав сход лавины. Ни на минуту в сознании не останавливается поток мыслей: ты сопереживаешь молодой паре, которая вроде бы готовится к счастливому событию, но все омрачено обстоятельствами, в которых они «застыли»; ты мысленно споришь со старшим поколением, которое намеренно, сделав свой выбор, живет в этих обстоятельствах и принуждает к тому же молодежь; ты негодуешь, что же их мотивирует лишать себя удовольствий, лишать себя жизни, по сути, продолжая оставаться в этом месте. А потом, ты оглядываешься и понимаешь, а чем же наша жизнь отличается от этой? Мы становимся заложниками ситуаций и обстоятельств, мы совершенно так же переступаем через себя и свое «я», заглушаем свои эмоции во имя покоя и хотя бы зыбкого ощущения умиротворения вокруг… Мы колеблемся между чувством долга и собственными желаниями… Но лично мне показалось, что постановка совершенно четко дает каждому зрителю одну мотивацию: борись, услышь себя, вырвись из этой пещеры и убеги прочь от лавины… Своей дорогой!

Обсудить на сайте