Лучшее за неделю
Эмилия Деменцова
19 ноября 2024 г., 12:28

Джаным меним

Впечатления о выставке «Джаид Джемаль: Азербайджан — душа моя»
Читать на сайте
Фото автора

Пряжа искусства самая прочная. Ее неспособны разрубить ни раздоры, ни противостояния, ни время, ни люди с их переменчивыми нравами. Связующие нити искусства — то, что спасает от распада и забытья, то, что хранит и длит память человечества, подверженную тем же угрозам, что и человеческая память. Выставка работ Джаида Джемаля в павильоне «Азербайджан» на ВДНХ — это великое возвращение в кавычках и без, с заглавной и со строчной букв. Счастливое триединство тому свидетельствует. Выставка не была приурочена ко дню рождения мастера, но обстоятельства сложились так, что открылась она как раз в этот памятный день 15 ноября. Открылась в том месте, которому художник отдал много сил и таланта — Джаид Джемаль был главным художником азербайджанского павильона ВДНХ. Открылась и открыла публике ранее не известные работы, объединённые в серию «Карабахнаме». И это не просто пейзажи или портреты, наблюдения или впечатления от красот Шуши или Агдама, это возвращение к истокам, ведь родословная художника восходит к карабахскому хану Панах Али-хану. Возвращение на возвращенные земли, к предкам и первоосновам, к гамме жизни и палитре любви.

Фото автора

«Происхождение, безусловно, сказалось в творчестве Джаида Джемаля», — отметила доктор философских наук, руководитель отдела гуманитарной политики Представительства Фонда Гейдара Алиева в России Тамилла Ахмедова, — «Карабах — культурная колыбель азербайджанского искусства. Ярчайшие представители нашей творческой интеллигенции родились там. Обратите внимание на удивительные сиренево-лиловые тона картин Джемаля. Эти оттенки используются художниками редко. У Джемаля они часто доминируют, отсылая внимательного зрителя к знаменитому цветку хары-бюльбюль — символу Карабаха».

Фото автора

«Джаид Джемаль: Азербайджан — душа моя» — не про землеописание и путевые заметки, хотя взгляду случайного посетителя здесь есть где разгуляться. Несколько лет художник прожил в Монголии, путешествовал по пустыне Гоби, по местам Николая Рериха, странствовал и сравнивал горы Кавказа и Монгольского Алтая, наблюдал за людьми, проникался их жизнью и бытом, вдохновлялся, чтобы вдохновлять. «На выставке представлено множество самых разных работ Джаида Джемаля, которые демонстрируют его обширный творческий потенциал. Портреты, пейзажи, рисунки, написанные в разные годы и в разных техниках, производят сильное впечатление. То, как размещены картины в пространстве Павильона создает особый эффект странствия не только по творческому пути художника, но и по страницам культуры и истории Азербайджана. Здесь и Натаван, и Низами, и Ниязи… Насыщенный эстетический опыт. Ключевую роль в формировании художественного стиля и творчества Джаида Джемаля сыграла география. В своем искусстве он отразил не только городскую культуру Азербайджана, но и сельскую среду. Культура, язык, история, легенды и мифы, природа, музыка, архитектура, народное прикладное искусство, ковры и ткачество Азербайджана были источником вдохновения художника. Они нашли отражение в сюжетах и цветовой гамме его произведений, в его любви к ярким краскам и орнаментам», — поделился своими впечатлениями заместитель директора представительства Фонда Гейдара Алиева в России Назим Исмаил-заде.

Фото автора
Фото автора

Уникальный жизненный и художественный опыт Джемаля воплотились в созданную им цветовую систему и новый подход к воплощению и преподаванию цвета в костюме и декоративной живописи. Гостья вечера Ниса Мустафаева очень точно отметила отличительную «анатомию цвета» художника и его мастерство работы со зрительским восприятием: «Выставка Джаида Джемаля необыкновенно яркая и запоминающаяся. Мастер так тонко встраивает графические сюжеты в цвет! Я поражена обилием сиреневых, вишневых, фиолетовых тонов в работах Джемаля. Такую палитру редко увидишь в портретных формах, эти цвета очень обязывающие, они тревожат, заставляют возвращаться и «прочитывать» полотно снова и снова. А невероятный талант Джаида Джемаля смешивать в сюжете классику и модерн, Восток и Запад, яркую синеву и оливково-розовые оттенки, мне кажется, это прямая отсылка к происхождению художника — его род происходит из древнего азербайджанского города Шуша, колыбели азербайджанской культуры».

Фото автора
Фото автора

Каковы бы ни были самые смелые эксперименты, работы с формой, светом и цветом, неизменным в работах художника оставалось то, что справедливо вынесено в название выставки — душа — «джаным меним» — душа моя, как это звучит по-азербайджански. Душа человека и страны, душа предмета и цвета, во всей полноте их оттенков и вариаций.

Фото автора

В работах Джемаля много музыки, неслучайно вернисаж сопровождался музыкальной программой, включавшей как народную музыку, так и произведения Кара Караева и Узеира Гаджибекова. Им вторили и полотна. На них не только сказители и певцы быта и бытия — ханенде и ашуги — с музыкальными инструментами тарами и сазами, но и мелодии момента — горестного «Воспоминания» или причудливых мотивов песней «Пастухов». Мелодии орнаментов и узоров, становящихся не декоративным элементом, но возведённых на пьедестал знамений и иносказаний, — еще одно изобразительное странствие, предлагаемое зрителю. Мир картин художника, помещенный в пространство, в котором он работал и которое создавал — дополнительный символический контекст выставки.

Фото автора

Павильон «Азербайджан» на ВДНХ неуклонно и убедительно стремится к тому, чтобы стать местом притяжения не только для представителей национальной диаспоры, но и для всех любителей искусства. Немаловажно и то, что вход на выставку и основную экспозицию павильона свободный, а выход — наполненный впечатлениями, мыслями, открытиями…

«Мы делаем все от нас зависящее для того, чтобы эта самая большая площадка в России, представляющая Азербайджан, достойно представляла нашу республику. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что наш павильон является жемчужиной ВДНХ как по своему внешнему облику, стилю и контенту, так и по нашей событийной программе», — поделилась директор Павильона «Азербайджан» на ВДНХ  Саадат Кадырова. С этим трудно спорить, ведь сегодня павильон «Азербайджан» — это живое место действия, которое никогда не пустует и всегда имеет красноречивый и гостеприимный ответ на традиционный московский вопрос, которым задаются все учреждения культуры, борясь за внимание публики: «Чем удивлять будем?»

Фото автора
Обсудить на сайте