В борьбе с изменением климата поможет еврейский календарь
Почему иудеи празднуют Новый год деревьев
Евреи начали бороться с глобальным потеплением, когда это еще не стало общим трендом. И даже когда само потепление еще не началось.
Сегодня отмечается еврейский праздник Ту би-Шват — Новый год деревьев, который символизирует исконную связь еврейского народа с Землей Израиля. Эта дата — 15-й день еврейского месяца Шват — была выбрана не случайно. Древние иудеи подсчитали, что за текущую зиму уже выпало большинство осадков, почва в Земле обетованной прогревается и готовится к весне. И уже начинают распускаться самые ранние цветы — первым зацветает миндаль.
С конца XIX века ранние сионисты, занимавшиеся посадкой деревьев, переосмыслили Ту би-Шват: он стал праздником сельскохозяйственного труда по озеленению израильской пустыни. С тех пор обязательным ритуалом в этот день стала посадка деревьев, в которой ежегодно участвуют десятки тысяч взрослых и детей по всей стране, а евреям диаспоры предлагается сделать пожертвование, чтобы в Израиле было посажено дерево от их имени. В результате, Израиль — это единственная страна в мире, где сейчас больше деревьев, чем сто лет назад. А бережное отношение к окружающей среде и, в частности, к деревьям стало в еврейском государстве прочной традицией.
Как известно, озеленение — одна из стратегий в борьбе с глобальным потеплением. Леса и другая растительность играют важную роль в естественном углеродном цикле Земли, поскольку растения захватывают из воздуха углекислый газ. Они забирают около 25% всех вредных выбросов, попадающих в атмосферу. Таким образом, еврейская традиция высаживания деревьев, начавшаяся с конца ХIХ века, помогает бороться с проблемой изменения климата.
Этот опыт важно было бы перенять и в нашей стране, и по всему миру. Если по аналогии с Ту би-Шватом учредить Международный Новый год деревьев, внести его в календарь и отмечать высаживанием растений и саженцев, это могло бы стать действенной альтернативой Парижскому соглашению по климату.
К тому же в многонациональной, открытой к традициям разных народов России иудейский Новый год деревьев мог бы стать финальным звеном в цепочке новогодних праздников. Тем более что Новый год здесь любят настолько, что отмечают и Старый Новый год, и китайский.
И все же почему Ту би-Шват празднуется зимой, а не весной? Ответ в том, что эта дата отделяет один год от другого в плане роста. Это легче всего понять на примере виноградной лозы. Виноградники в это время находятся в периоде покоя. Неопытный наблюдатель, взглянув на виноградник зимой, решит, что лоза мертва. Однако на самом деле лоза набирается сил, чтобы весной распуститься и зацвести. Земля впитала в себя зимние дожди, и сок поднимается перед бутонизацией. Таким образом Ту би-Шват — в сельскохозяйственном отношении — является переломным моментом между двумя годами.
Как и в Песах, во время седера Ту би-Шват необходимо выпить четыре бокала вина, но в данном случае — в честь четырех времен года. Первый бокал — белое вино, символизирующее мрачное время зимней спячки. Второй — белое вино с добавлением красного, символизирующее пробуждение весны. Третий — красное вино с вкраплениями белого, символизирующее расцвет и цветение. Четвертый — красное вино, иллюстрирующее полноту, спелость и урожай конца лета — начала осени.
К вину прилагаются плоды Земли Израиля. К первому бокалу подается плод, который твердый снаружи и мягкий внутри. В качестве примера можно привести грецкие орехи или миндаль, но подойдут также цитрусовые, дыня и бананы. Для второго бокала нужны мягкие плоды с косточкой в центре, например сливы и абрикосы. Третья категория фруктов — мягкие по всей поверхности и полностью съедобные, такие как клубника и малина. Наконец, следует обратить внимание на «семь видов», к которым относятся виноград (или изюм), финики, гранаты и инжир. Каждая группа имеет свое символическое значение и смысл.
У этого праздника, по сути, нет особого названия, поскольку «Ту би-Шват» — это обозначение даты в еврейском календаре. «Ту» — это сочетание ивритских букв, обозначающее число 15. Таким образом, Ту би-Шват — это 15 день еврейского месяца Шват. На протяжении истории эта еврейская дата приобретала различные смыслы, но главное оставалось неизменным: в этот праздник принято проявлять уважение к окружающей среде и ко всему материальному миру.