Лучшее за неделю
Елена Мартынова
12 марта 2025 г., 15:09

Рак не лечится за один шаг, а знать о нем должны все, не только онкобольные

В 2018 году мой муж внезапно почувствовал боль в горле и сильное першение, а его голос осип. До этого все было хорошо, Алексей был абсолютно здоров, никогда к врачу не ходил и не брал больничные. Вскоре он пошел к отоларингологу, а врач поставил Леше диагноз «рак гортани, 4 стадия». Вот так просто и внезапно наша жизнь полностью изменилась. Вместе мы прошли долгий и сложный путь, но, к сожалению, вылечить мужа не удалось несмотря на все усилия
Читать на сайте

Я много думала, а что если бы Леша чаще проверял свое здоровье, внимательнее относился к нему? Ответ один: все было бы иначе. Зачем я все это рассказываю? 4 марта, во Всемирный день борьбы против рака, мы провели пресс-конференцию «Рак любит тишину». Как сказал Игорь Новиков, сооснователь Everland: 

«Мы привыкли, что о раке говорят, когда открыли новые лекарства, начали сбор на лечение или кто-то на последней стадии смог выйти в устойчивую ремиссию, но в медиа мы никогда не говорим о борьбе с раком. Это и есть тишина. К сожалению, из-за нее люди боятся спрашивать себя и близких: что будет, если вдруг поставят диагноз рак? готов ли я к этому? готова ли моя семья к этому? Из-за такой тишины многие россияне до сих пор не знают, что сделать, чтобы узнать о раке как можно быстрее, а не на последней стадии. А некоторые до сих пор не верят, что рак излечим, или думают, что, вылечив рак, они не смогут жить полноценной жизнью и радоваться ей, или просто не знают, как получить высокотехнологичную медицинскую помощь». 

Я полностью согласна с Игорем, это очень большая проблема. Чтобы решить ее, о раке нужно говорить громче и объяснять обычным людям важность профилактики онкозаболеваний и ранней диагностики, врачам — как общаться с пациентами и их семьями, а работодателям — как помочь сотрудникам не выпадать из трудовых процессов. Ведь в России больше четырех миллионов человек живут с диагнозом «рак», и каждый год больше 600 тысяч человек впервые сталкиваются с этим заболеванием. А сколько еще человек не знает о диагнозе? А как бы изменилось качество жизни онкопациентов на этапе лечения? Сколько людей смогли выйти в ремиссию, если бы они узнали о своем диагнозе как можно раньше? Какой урон наносится от этого незнания нашей экономики?

Именно поэтому мы провели пресс-конференцию «Рак любит тишину» с представителями НКО, бизнеса и врачами-онкологами. Ее можно посмотреть в записи. На мероприятии эксперты обсудили результаты исследования трендов и лучших практик в онкопросвещении и онкопрофилактике.

Фото: пресс-центр Интерфакс

Вот несколько примеров успешных международных инициатив:

— Британская кампания Be Clear on Cancer использовала телевидение, радио, соцсети, наружную рекламу и смогла увеличила степень ранней диагностики рака на 27% (Cancer Research UK). 

— В Австралии для детей и подростков провели образовательную программу SunSmart. Благодаря семинарам, мастер-классам и обучающим лекциям заболеваемость меланомой среди молодежи снизилась на 40% (SunSmart).

Акция Pink Ribbon Campaign или «Розовая лента». В рамках акции проводят общественные мероприятия, медиа-кампании, используют символа розовой ленточки и продают брендированные продукты. Все средства идут в фонд BCRF. Результаты: кампания собрала более 108 миллионов долларов на исследования в области рака молочной железы, уровень осведомленности о важности ранней диагностики за последние 20 лет вырос на 30% (Источник). Также благодаря акции создана устойчивая международная коалиция из медицинских и общественных организаций.

Директор Института передовых исследований человека и общества, кандидат психологических наук Наталья Гладких поделилась пятью базовыми характеристиками сдвиговых зарубежных кампаний на тему онкопросвещения. Среди них: масштаб реализации, инициаторы кампаний, например, государство или коммерческие организации, а также сегментация целевых аудиторий, содержание сообщений и оценка эффективности кампаний. 

При этом проблема онкологии не может быть решена только одной группой или одним государством, в ее решение должны быть вовлечены все. Али Мудунов, профессор РАН, президент Российского общества специалистов по опухолям головы и шеи: 

«Онкология — одна из самых частых причин смерти не только в России, но и во всем мире. Чтобы снизить число пациентов диагнозом “рак”, нужно рассказывать о мерах профилактики, например, отказе от вредных привычек, вакцинации от вируса папилломы человека (ВПЧ) и гепатита В. А чтобы выявить рак на ранних стадиях и повысить шансы на устойчивую ремиссию, нужно повысить онконастороженность среди врачей и обычных людей. Достичь этой цели поможет просветительская работа». 

Еще немного важной статистики:

— Сейчас в России более 11 миллионов людей с инвалидностью, а в 80% случаев она приобретенная. При этом многие россияне получили инвалидность из-за онкологии. Доля пациентов в возрасте от 18 до 44 лет диагнозом «рак» в общей структуре заболеваемости — 18%. Так говорит статистика Росстат.

— 90% людей, получивших инвалидность, теряют работу, 53% из них не находят ее снова, согласно нашему исследованию.

— Почти 50% работодателей не знают, что делать, если у их сотрудника выявили онкологическое заболевание. 

— 40% сотрудников компаний отмечают, что на их предприятиях и в организациях вопросы онкопрофилактики остаются нерешенными. 

— Не менее 80% сотрудников, по данным Минтруда, не знают, какую помощь они могут получить на работе в случае заболевания раком.

Как видите, рак — одна из главных причин инвалидизации россиян, а потеря работы идет рука об руку с этой болезнью. Именно поэтому на конференцию мы пригласили представителей бизнеса и некоммерческих организаций. 

Вот что сказал Владимир Вайнер, директор Дивизиона развития сектора некоммерческих организаций Агентства стратегических инициатив: 

«Для АСИ инклюзивное развитие — одно из ключевых направлений работы. При участии бизнеса, государства и некоммерческого сектора мы выстраиваем инклюзивную среду, в которой каждый человек сможет раскрыть свой потенциал, применить таланты, жить интересно. Ведь ядро многих ключевых изменений — это человек и его идея».

Руководитель Устойчивого развития ТС «Пятерочка» Алина Юхневич рассказала о реализации информационного проекта «Онкопросвещение: с заботой о себе и близких», созданного совместно с Everland, программой «Онконавигатор» и ведущими российскими онкологами: 

«Рак — это то, что может касаться каждого из нас. У нас более 230 тысяч сотрудников, у каждого из них есть семьи. Здесь два ключевых момента. Во-первых, это может касаться самих сотрудников, и мы как ответственный работодатель, должны отвечать на эти вопросы. Во-вторых, люди, попадающие под болезнь, покидают место работы. У нас сейчас у всех дефицит кадров, и одна из наших основных целей — это удержание сотрудников и поддержание их здорового образа жизни».

Чтобы вся проверенная информация была всегда под рукой и ее можно было быстро найти, вместе с Совкомбанком мы в ближайшие месяцы запустим чат-бот. На конференции эксперты обсудили, этот вопрос и планы на будущее. Вот, что об этом говорит руководитель проекта «Технологии добра» Совкомбанка Мария Сабанцева: 

«Совместно с Everland мы хотим запустить чат-бот по ресурсам “Онконавигатора”. Это поможет сделать платформу еще более удобной и агрегировать полезную и проверенную информацию с разных интернет-сайтов в одном месте. Тестовая версия выйдет в ближайшие месяцы. Мы будем ее испытывать, а затем сможем подключить и другие верифицированные государственные ресурсы».

Запись конференции смотрите на нашем RuTube-канале.

Фото на обложке: пресс-служба Everland

Обсудить на сайте