Лучшее за неделю
Алена Оленева
3 мая 2025 г., 18:11

Сеанс театральной арт-терапии как поход к психологу

Удачное сочетание живой музыки и талантливой игры актеров способно заменить поход к специалистам?! 

Читать на сайте
Святослав Мороз, лауреат международных конкурсов и талантливый скрипач. Фото из личного архива Святослава 

Как светского обозревателя меня часто приглашают на театральные премьеры столицы.

Об одной из них хотелось бы рассказать подробнее. О подготовке к спектаклю «Искушение Паганини» и почему он стал значимым событием среди премьер столицы я поговорила с сыном известной виолончелистки Натальи Гутман — знаменитым скрипачом Святославом Мороз.

Талантливый скрипач, лауреат международных конкурсов, поражающий виртуозным владением инструмента, исполнил одну из главных ролей.

Святослав Мороз, лауреат международных конкурсов и талантливый скрипач. Фото из личного архива Святослава

Постановка Ольги Дьячковской по пьесе Дмитрия Бочарова стала попыткой заглянуть в мысли гениального и противоречивого Никколо Паганини. Повествование, наполненное классической музыкой, мистикой и трагизмом, увлекает зрителя в самые потаенные уголки человеческой души, а сам спектакль оказался достаточно психологичным по отзывам зрителей.

Спектакль «Искушение Паганини» уже занял свое место в постоянном репертуаре «Булгаковского дома», а значит, стать участником захватывающей истории, узнать о тайнах жизни великого гения и получить сеанс арт- и психотерапии появился у каждого из нас.

Святослав, расскажите, как вы готовитесь к спектаклю? Есть ли особые ритуалы или другие способы настроиться перед выходом к зрителям?

Святослав: Процесс настройки начинается задолго до выхода на сцену. Сперва я вспоминаю все отрывки, которые предстоит сыграть и начинаю заниматься на скрипке. После этого несколько раз прогоняю весь текст.

Непосредственно перед выходом я вновь разыгрываюсь и повторяю отдельные кусочки, которые вскоре буду играть живьем.

Как вам удается перевоплотиться в образ? Необходимо что-то сделать или достаточно взять в руки скрипку?

Святослав: Это происходит уже на сцене. Перенастройка включается сама, автоматически и естественно.

Можно ли сказать, что спектакль «Искушение Паганини» включает элементы мюзикла?

Святослав: Некоторые элементы есть, но мюзиклом будет справедливо назвать наш первый спектакль «Пир во время чумы» по мотивам пьесы А. С. Пушкина. В этой постановке был и балет, и множество музыкальных отрывков, и даже рок.

Спектакль «Искушение Паганини», скорее, можно считать музыкально-драматическим.

В чем главное отличие новой постановки от прочих музыкально-драматических спектаклей?

Святослав: Отличие в том, что я играю как актер — исполняю драматическую роль на сцене, и играю живьем на скрипке. В этом же заключается двойная сложность роли.

Подобное в театральном мире случается крайне редко. А быть может, такого и нет, чтобы актер профессионально играл на скрипке. В этом и кроется главное отличие нашего спектакля — действо разворачивается не под фонограмму, а под живое исполнение.

Многие зрители сравнили спектакль «Искушение Паганини» с походом к психологу из-за персонажа Эго. Как возникла такая задумка?

Святослав: Идея возникла у режиссера Ольги Дьячковской, а Дмитрий Бочаров по нашей просьбе написал пьесу. Нам нужно было показать внутренний мир гения. И необязательно Паганини. Мы думали, что в финале на сцене должны появиться разные гениальные люди. Но потом от этой идеи отказались.

Дело в том, что у каждого человека есть тот самый внутренний голос, который порой говорит нам: «Что ты делаешь?». У меня такое случилось в Мюнхене, когда в 90-е годы я работал в Мюнхенской филармонии. При том, что симфонический оркестр — это откровенно не для меня. Но в те времена сложно было подумать, чтобы музыкантов из России пригласили в подобное место. Я тогда страшно мучился, но решил из принципа продолжать, пока в один прекрасный момент внутренний голос не сказал: «Ты что, позарился на деньги?». В итоге из филармонии я ушел.

Какую роль в вашем успехе как музыканта сыграли другие люди?

Святослав: Мне повезло родиться в семье известнейших музыкантов. Моя мать, Наталия Гутман — виолончелистка и народная артистка СССР, а отчим — советский скрипач Олег Каган. Они всему научили меня.

Уже в самом детстве я посещал все репетиции, потому как они играли в моей комнате до 5 утра. Дело в том, что другие комнаты были смежными, а маленький брат спал. Поэтому ко мне приходили все: Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, и я впитывал эту атмосферу. Можно сказать, в детстве мне повезло жить среди Богов.

Дед матери был известный скрипач — Анисим Берлин. Он служил концертмейстером у графа Шереметева, и я сегодня играю на его скрипке. Сам он был учеником Леопольда Ауэра — скрипача и педагога-легенды начала 20 века. А моя прабабушка училась у венгерского скрипача Йозефа Иоахима, друга Брамса. Вот такая получается линия. Некоторые секреты звукоизвлечения и малоизвестные приемы в нашей семье передавались поколениями.

Согласны ли вы с утверждением: «Успех часто требует жертв»? Верно ли это для вас?

Святослав: Наверное, жертвой было то, что приходилось очень много заниматься в детстве и юношестве. Возможно, я что-то пропускал. Хотя несмотря ни на что, я часто убегал, а под окном меня всегда ждали 20 человек и все время кричали «Слав, выходи!». Я часто придумывал игры: то мы играли в тамплиеров с самодельными щитами и копьями, то летали на другую галактику, сидя на сосне. Главное, мне нужно было позаниматься 2 часа утром, 3 часа вечером и час на рояле, а после сделать уроки.

Другая жертва связана с семьей. Когда мы с супругой жили в Австрии и Германии, на первое место ставили карьеру, и сейчас жалеем, что у нас нет общих детей.

Сталкиваетесь ли вы с выгоранием в профессии?

Святослав: Я не упертый скрипач, как многие. Меня всегда интересовали другие направления. Например, я мечтал быть актером и даже снялся в трех фильмах. Все детство в перерывах между занятиями рисовал. Некоторые рисунки моя мама и я дарили Святославу Рихтеру, и он прозвал меня «эстетом».

Поэтому чтобы не выгорать, я моментально переключаюсь на другой вид искусств. Это всегда меня спасало.

Находясь так долго в мире классической музыки, замечаете ли вы, как изменилась публика?

Святослав: У нас публика не изменилась — она осталась душевной и разбирающейся. На Западе она совершенная иная.

Перед нашей публикой до сих пор волнительно играть, потому как уровень слушателя очень высокий. Чувствуешь ответственность, когда играешь классику.

Святослав, какой совет вы бы дали тем, кто только начинает свой путь в профессии музыканта?

Святослав: Использовать все шансы. Не отказываться от приглашений и не выбирать, а хватать все, что предлагают. У нас были подобные ошибки, когда мы упускали множество совершенно невероятных возможностей.

Святослав Мороз, лауреат международных конкурсов и талантливый скрипач. Фото из личного архива Святослава
Обсудить на сайте