«Корабль эмиграции» ждал меня 35 лет: о нетипичной работе Немухина из личной коллекции
Эмиграция — одно из главных слов 2022 года. Оно коснулось и меня — пусть непрямо, но болезненно остро.
Я никогда не хотела уезжать. Москва — мой город, я не мыслю себя больше нигде. Но терять близких, покидающих страну, было невыносимо. В том же году я оказалась с туром в Стамбуле, где нам целый день рассказывали о русской эмиграции после революции — эти истории захлестнули меня с головой.
Нужно было как-то это пережить. И я сделала это по-своему — как коллекционер. Купила работу ниже.
Ее автор — Владимир Немухин, один из главных художников-шестидесятников. И это легко проверить. У меня есть своеобразный чек-лист для определения веса имени в этом кругу. Вот разбор по некоторым пунктам:
Участвовал в Бульдозерной выставке? — Да.
Был на выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ? — Да.
Причастен к Лианозовской группе? — Тоже да!
Словом, если говорить о русском искусстве второй половины XX века, Немухин — из тех, кого хочется иметь в коллекции. Если не для души, то для инвестиций — точно.
Я же не просто хотела работу Немухина, я мечтала о ней. Но была загвоздка: визитная карточка его искусства — ломберные столы и игральные карты. А для меня как христианки такая символика… ну, скажем так, не кошерна. Поэтому я искала нетипичного Немухина.
И нашла — «Корабль эмиграции».
На первый взгляд, это отсылка к «философским пароходам» 1920-х, на которых русская интеллигенция покидала Советскую Россию. Но если вглядеться, проступают другие символы: шестиконечная звезда на хвосте рыбы, трубы, напоминающие семисвечник... Дело в том, что работа создана в конце 1980-х — в разгар «еврейского исхода», когда тысячи людей уезжали в Израиль.
Для Немухина эта тема была личной: среди уехавших были его друзья — через «Корабль» он прощался с ними. И я понимала это чувство: в 2022 году оно снова стало общим. История сделала свой виток, и работа Немухина в очередной раз стала отражением времени — уже нашего.
Моя коллекция — это автопортрет меня. Она фиксирует не только эмоции, но и отпечатки времени, личные и общие. «Корабль эмиграции» — как раз такой слепок эпохи.