Лучшее за неделю
Татьяна Крылова
23 июля 2025 г., 12:04

Английский через эмоции: интервью с экспертом по иностранным языкам

Забудьте о зубрежке грамматики и бесконечном заучивании слов. Современные методики изучения языков все чаще обращаются к эмоциональной составляющей обучения. Оказывается, умение распознавать и управлять своими эмоциями может стать мощным инструментом для освоения иностранного языка. Я поговорила с Нелли Ченцовой, методистом и преподавателем иностранных языков, о том, как эмоциональный интеллект превращает скучный учебный процесс в увлекательное путешествие

Читать на сайте

Нелли, расскажите, почему вы решили изучать иностранные языки и связать с ними свою жизнь?

Язык для меня всегда был чем-то большим, чем просто предмет. Он дает свободу — говорить с кем угодно и где угодно. Мне было интересно не только учить, но и понимать, как люди думают, чувствуют, общаются. И в какой-то момент я поняла, я хочу не просто преподавать, а помогать людям снимать внутренние барьеры и говорить с удовольствием. Так я поступила в лучший лингвистический ВУЗ страны. Поступить в этот университет достаточно сложно, но я целенаправленно готовилась, много занималась и сдала экзамены на высокие баллы. Уже на первом курсе я поняла, что сделала правильный выбор. Меня очень увлекала учеба, не было никаких лишних предметов, только лингвистика, методика преподавания и культура. На 3 курсе я начала работать, давала частные уроки школьникам, помогала с объяснением грамматики, выполнением домашнего задания, подготовкой к экзаменам. К каждому ученику старалась найти подход, чтобы занятия были интересные. Со многими учениками мы общаемся до сих пор. После окончания университета я долгое время преподавала в частной школе иностранных языков. Работала с разными возрастами и уровнями. Эта работа дала мне ценный опыт и со временем я поняла, что хочу открыть свою школу, создавать собственные программы и делиться своим опытом с другими преподавателями.  

Фото из личного архива Нелли 

У вас есть своя методика изучения языков через эмоциональный интеллект. Как она работает?

Суть в том, что мы учим не по учебнику, а через настоящие разговоры и чувства. Урок — это как теплая встреча, где можно все обсудить: работу, мечты, страхи. Мы тренируем не только язык, но и умение понимать себя и других. И от этого человек быстрее и легче начинает говорить.

То есть вы не делаете акцент на грамматике?

Нет, акцент делается не на грамматике, а на живом, реальном общении. Безусловно, нельзя правильно говорить на иностранном языке не зная  правил. Но мы  не учим грамматику отдельно, а осваиваем ее естественным образом через речь и диалоги. Так все запоминается гораздо проще и быстрее. 

Как вы включаете элементы эмоционального интеллекта в уроки?

Через структуру урока. Например, каждое занятие состоит из пяти частей:

1. Warm-up — легкое начало, чтобы снять зажим, разогреть речь и создать комфортную атмосферу.

2. Core Talk — основная беседа или ролевая игра на жизненную тему (например, собеседование, спор, путешествие).

3. Personalization — перенос темы в личный опыт ученика. Он рассказывает что-то свое, находит смысл.

4. Language Focus — мягкая корректировка речи: как сказать лучше, выразительнее, без давления.

5. Reflection & Homework — обсуждаем, что получилось, что удивило, что запомнилось. 

Привычная домашка у нас — это не упражнения, а, например, записать голосовое сообщение или придумать мини-историю.

Какие качества эмоционального интеллекта особенно важны при изучении языка?

Уверенность в себе, умение слушать и сочувствовать, быть открытым и не бояться ошибок. Чем больше человек осознает свои эмоции и понимает других, тем легче ему общаться на любом языке. Мне кажется, эти навыки пригодятся не только в изучении иностранных языков, но и в обычной жизни.

Расскажите случай, когда методика сработала особенно хорошо?

У меня был ученик, который почти не говорил из-за страха. Через 3 недели занятий он начал свободно делиться историями о себе, спорить на занятиях и даже шутить. Просто потому, что почувствовал поддержку и понял, что говорить — это не страшно, это интересно. Я старалась с ним быть на одной волне, подбирала темы по его интересам, шутила, старалась понимать его настроение, реакции,  говорить с ним на темы, в которых он чувствует себя уверенно. Так получилось создать с ним доверительный контакт. 

А были ли сложности?

Конечно, без этого никуда. Чаще всего ученикам сложно перестроиться — они привыкли к учебникам и грамматике. К оценкам. Но когда видят, что начинают говорить, они включаются. Иногда трудно бывает и с преподавателями, методика требует гибкости, эмоциональной включенности. Это не для всех.

Чем ваша методика отличается от обычного обучения?

Ученик с первого занятия начинает говорить, думать, шутить, спорить. Это язык для жизни, а не для экзамена. И все это происходит через разговор, эмоции и поддержку  учителя. Например, у нас  ошибки — не стресс, а часть процесса, учим не для экзамена, а для общения.

Но как же оценки? Ставите ли вы пятерки или другие оценки? Как вообще оцениваете результаты? 

Мы не ставим оценки, как в школе. Если мы проводим проверочные работы для диагностики успеваемости, то оцениваем их в процентах, чтобы дать нейтральную обратную связь. Мы стараемся чтобы процесс обучения не напоминал традиционную школу, чтобы не было страха ошибиться. Еще один важный момент, мы никогда не используем красную ручку,которая пугает и у многих ассоциируется с критикой и наказанием. Вместо этого мы используем зеленую, как символ поддержки.

Что бы вы посоветовали другим учителям, которые хотят добавить эмоциональный интеллект в уроки?

Начните с атмосферы, будьте открытыми, внимательными, спрашивайте учеников о том, что им важно. Не бойтесь делиться чем-то личным. Уроки не должны быть «по сценарию», главное живой контакт. Слушайте учеников, спрашивайте: «как ты себя чувствовал на уроке?» — и вы увидите, как растет мотивация. 

Все ли преподаватели сразу принимают методику, или нужно обучение? Как происходит интеграция?

Обычно нужно обучение. Мы проводим тренинги, делимся уроками, даем поддержку. Тренинги проходят на базе моих школ. Мы встречаемся, обсуждаем, делимся опытом. Обязательно разбираем реальные ситуации с уроков преподавателей, с какими трудностями они сталкивались, как удалось решить, как реагировали ученики. Также я даю практические задания на дом, которые помогают преподавателям прочувствовать методику. Только тогда они смогут передать ее ученикам с душой.

Что бы вы сказали другим преподавателям, кто хочет внедрять EI в свою практику?

Будьте живыми. Слушайте учеников. Не бойтесь говорить о чувствах, просить о рефлексии, давать позитивную обратную связь. Не обязательно становиться психологом, достаточно быть внимательным человеком. Нужно время, чтобы привыкнуть. Особенно учителям, которые всю жизнь работали по старым схемам.

Обсудить на сайте