Лучшее за неделю

Арт-менеджмент: типичная ошибка новичка

Все дедлайны соблюдены, в бюджете сплошная экономия, художники счастливы, публика в очереди за лишним билетиком — мечта, которая станет реальностью, если за плечами сто тысяч реализованных проектов. Сократим путь к успеху, разберемся в самых частых просчетах и их решениях. Лучший вариант – успеть до 27 июля подать заявку в программу «Менеджмент и PR в арт-индустрии»
Читать на сайте

1. Непонимание, как устроена арт-индустрия

Первое и, наверное, самое фундаментальное — это смутное представление о самой сфере. Многие приходят в арт-менеджмент из интереса к искусству или ориентируются на романтическое представление о музее или галерее современного искусства. На деле реальность сильно отличается от ожиданий.

«Часто на работу в сферу культуры приходят люди, которые плохо понимают, что эта работа из себя представляет», — комментирует ситуацию Софья Троценко, основательница Центра современного искусства Винзавод.

Без понимания структуры индустрии, отличий коммерческих и некоммерческих институций, ролей кураторов, арт-менеджеров, PR-специалистов — сложно эффективно встроиться в процессы и найти свое место в культурной сфере.

«Обловечка» Степан Лысенко. Фото: Денис Лапшин.

2. Поверхностное знание тем, с которыми работаешь

Для того, чтобы создать качественный проект в современном искусстве, необходимо понимание контекста, которое, в т. ч., дают история и теория искусства. Как выбрать тему, художников, участников публичной программы и других аффилированных с проектом лиц? Для решения этих и других вопросов важно быть погруженным в «материал».

«Как это ни странно, начинающим специалистам не хватает погружения в темы самих проектов… Очень хорошо разбираться в теме, о которой ты говоришь — важнейшее условие качества работы», — делится опытом Татьяна Немировская, основательница pr-бюро vesnaskoro.

Если не чувствовать контекст — искусствоведческий, культурный, институциональный — легко сгенерировать пустой, несуразный проект. В лучшем случае итогом станет косой взгляд коллег и директивные поручения, что и как переделать. В худшем — коммерческий и репутационный провал. 

3. Слабые навыки коммуникации

Как во многих сферах, в арт-индустрии многое решают связи. Но нетворкинг — это не просто собирать визитки на фуршетах. Это умение выстраивать устойчивые профессиональные отношения.

«Главное — не кого вы знаете, а кто знает вас», — напоминает Пьер Броше, куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Неумение выстраивать диалог с коллегами, партнерами и аудиторией, может сильно повлиять на развитие карьеры в небольшой индустрии. Слишком навязчивое или, наоборот, отстраненное отношение к коммуникации с потенциальными партнерами ведет к утрате профессиональных отношений не только с начинающим арт-менеджером, но и с организацией, в которой он работает.

«Ярмарка знаний» Виталий Аньков. Конкурс The Best of Russia 2014. Архив пресс-службы ЦСИ Винзавод

4. Шаблонность мышления и подачи

Еще одна ловушка — думать и действовать стереотипно, штамповать идеи и слова. Это касается и текстов, и презентаций, и идей: вода, клише, безопасные ничего не значащие формулировки.

Современное искусство требует точности выражений, а коллеги по цеху — оригинальности и качества проработки проекта: от идеи (здесь см. ошибку 2), до реализации. Формальный язык и стандартные питчи могут не сработать даже на уровне первого письма потенциальному партнеру или презентации идеи коллегам.

5. Отсутствие практики

Кто они, начинающие арт-менеджеры? Выпускники вузов или люди, решившие поменять профессиональный путь, бегущие от ежеквартальных отчетов к жизни мечты через месячные курсы или несколько прочитанных книг о менеджменте в искусстве. Что их объединяет? Отсутствие практического опыта. Образование дает хорошую теоретическую базу, при условии, что оно имеет отношение к профессии, но часто в нем не хватает прикладных навыков. Книги и лекции по арт-менеджменту полезны, однако они не заменят работы с реальными кейсами. Зачастую новички ограничиваются теорией, но только практика позволяет закрепить навыки и подготовиться к реальным вызовам арт-среды.

Ошибки нельзя предотвратить, но к ним можно подготовиться. Программа «Менеджмент и PR в арт-индустрии» — это практико-ориентированный курс, который помогает структурировать знания, получить релевантный опыт и выстроить карьеру в сфере современного искусства.

Набор уже идет, дедлайн — 27 июля. Подать заявку — на сайте. Учись у лидеров, работай с лучшими. 

Обсудить на сайте