Лучшее за неделю
Елена Дубикова
4 августа 2025 г., 21:04

«Вместо» или «вместе»: как помирить тех, кто за и против акции «Дети вместо цветов»?

И что поможет найти общее решение

Читать на сайте

«Объясните, почему я должна помогать чужим детям за счёт своего собственного? Почему должна лишать его радости?»

«Эта акция — самый настоящий урок доброты, которой так не хватает нам всем. Она учит детей заботе и внимательному отношению к другим. Мы с классом участвуем каждый год, и дети очень ее любят, сами выбирают фонд, которому будут помогать».

«Приходить 1 сентября с цветами и поздравлять учителей — давняя традиция. Она сложилась не на пустом месте: это знак уважения и внимания к тяжелому труду Педагога. Учителям и так непросто, почему они должны расплачиваться за чьи-то инициативы? Почему нужно отнимать у них праздник? Никто не мешает помогать в остальные 364 дня, но при чём здесь учителя? Пусть вон курильщики отказываются от блоков сигарет и переводят деньги на лекарства». 

«Я всем сердцем поддерживаю эту акцию: букеты завянут через три дня. А деньги, которые мы все вместе соберём, пойдут на лекарства, процедуры, продлевающие жизнь детям. Ни один учитель не останется без букета, все равно будут цветы от имени класса, и при этом еще возможность хоть как-то помочь тем детям, кто из-за болезни не может идти в школу и стоять на праздничной линейке. Мне кажется, это та редкая акция, от которой выигрывают буквально все». 

Недавно я в очередной раз задумалась: почему, ну почему за 10 лет проведения акции «Дети вместо цветов» споры вокруг неё всё никак не утихнут? И возможно ли здесь найти общее решение?

Кратко напомню суть. Автором идеи стала учительница одной из московских школ, благотворительные организации подхватили инициативу. Каждый год первого сентября фонды предлагают подарить учителю (с его согласия) один общий букет от класса, а деньги за остальные 30 букетов перевести на помощь тяжелобольным детям.

Со стороны классический win-win. Простая механика. Учитель получает цветы и внимание. Собранные средства идут на решение различных социальных проблем. Для взрослых — это удобное участие в благотворительности. Для школьников — пример внимательного отношения к другим и сопричастность важному. Казалось бы, ну что может пойти не так?

Но в родительских чатах снова и снова ломаются копья, а в интернете дискуссии идут на повышенных тонах. 

Первые год-два это было ожидаемо и даже полезно: любая новая инициатива требует рефлексии. Хорошо, когда люди спорят, обсуждают, формируют собственное мнение. Но вот прошло пять лет, семь, десять. В этом году «Дети вместо цветов» (лэндинг) проводится уже в одиннадцатый раз. А аргументы не меняются ни у противников, ни у сторонников. Кто-то обязательно недоволен. Кто-то благодарит и радуется простой возможности помочь. 

Сначала я долго искала ответ, почему так? Почему замечательная в своей задумке акция вызывает столько ссор и недовольства? Может быть, «цветочные» конфликты возникают из-за ошибки в восприятии? Каждый словно вынужден определиться, на чьей он стороне. 

Родители в глазах друг друга сразу делятся на «хороших» и «плохих». Или даже «победителей», «продавивших» свою точку зрения, и «проигравших», вынужденных согласиться. А фонды для кого-то выглядят так, будто пытаются «навязать» благотворительность. 

Но буквально на днях я вдруг поняла: а ведь неважно, почему люди не слышат друг друга. Важно, можно ли это изменить? Дискуссии потому и продолжаются из года в год, что так и остаются в поле разговоров. Стороны озвучивают одни и те же доводы, и каждый заранее знает, что ответит собеседник. 

По-настоящему значимым диалог станет, когда участники перейдут от старых слов к новым для себя действиям. А сделать это как раз легче, чем пытаться убедить другого, повторяя одно и то же.  

Если вы среди тех, кто полностью поддерживает акцию «Дети вместо цветов», станьте примером в классе. Не доказывайте, не убеждайте, не скидывайте ссылки на фонды, если другие родители активно против. 

Просто поучаствуйте сами. 

Обсудите семьёй, кому вы хотите помочь и почему для вас это важно, выберите фонд (например, фонд «ЖИВИ» и помощь детям со злокачественными заболеваниями крови) и переведите деньги. 

А потом предложите поделиться этим опытом на классном часу: что вы чувствовали, что говорил ваш ребёнок, какие остались эмоции и впечатления. Можно даже озвучить сумму: «мы перевели 2 500 рублей, и почитали, что это равняется стоимости одного пакета новичка: набора первой необходимости для тех, кто впервые поступает в больницу с диагнозом "лейкоз"»

Искренний рассказ всегда интереснее теоретических доводов: когда делишься личным опытом, не пытаясь его навязать, другим легче прислушаться. И как знать, может быть, в следующем году к вам присоединятся и другие семьи тоже. 

А, может быть, вы среди тех, кто критически относится к акции: не хотите смешивать школьный праздник и благотворительность или считаете неуместным выбирать между цветами учителю и помощью больным детям. Но другие родители всё равно из года в год предлагают поучаствовать. И эти разговоры уже немало вас раздражают. 

Во-первых, вы имеете полное право на вашу позицию. Она ни в коем случае не плохая или неправильная. 

А во-вторых, возможно, вам подойдёт неожиданный вариант. Договориться, что да, в этом году вы соглашаетесь на один общий букет, переводите небольшую («тестовую») сумму в благотворительный фонд. И при этом внимательно наблюдаете за своими чувствами и мыслями. Может быть, вы к своему удивлению испытаете удовлетворение и радость. Или наоборот убедитесь, что вам это не близко. В любом случае, вы честно попробуете. И если такие акции — совсем не ваша история, то в следующий год аргумент будет железный: «я так делала, мне не подошло». 

Бывает и так, что родители, в целом, готовы слушать друг друга, но никак не могут найти правильную форму участия. 

Например, как быть, если примерно половина за, а другие против? Или не хочется, чтобы кто-то из детей стоял на линейке «белой вороной»: единственный с букетом или наоборот без букета, потому что родители выбрали отправить деньги в фонд. 

Если учитель согласен (самое первое условие акции), но в классе нет единства, подойдут альтернативные решения. 

Может быть, это будут охапки дачных цветов для учителя: роскошные гладиолусы, яркие астры, элегантные георгины иногда смотрятся наряднее и интереснее покупных. А фонду вы соберёте фиксированную сумму денег. 

А может быть, каждый ученик принесёт по одному цветку — розу, альстромерию, пион — и все вместе дети сложат их в пышный общий букет. А родители переведут деньги в совместно выбранный фонд. 

Ещё хороший вариант: разделить два события по датам, но объединить в смысловом поле. Первого сентября провести классическую линейку с букетами и поздравлениями. А второго или третьего сентября на классном часу организовать урок доброты и поговорить про благотворительность. 

Совсем скоро Первое сентября. Что, если в этом году попробовать вместо бесконечных дискуссий выбрать одно новое действие? 

Поучаствовать спокойно самим, если все остальные против. Ни с кем не спорить, не пытаться переубедить, а послужить примером . 

Или попробовать, чтобы знать уже наверняка, как это лично для вас. Не в обсуждениях, а на практике. Получить свой неоспоримый опыт. 

Действие — аргумент всегда более сильный и убедительный, чем любые слова.

Пишу этот текст в надежде, что в этом году оба прекрасных начинания — отметить начало учебного года и помочь тем, кто в этом остро нуждается, — хотя бы в отдельных классах перестанут разделять людей на враждующие лагеря.

Я искренне верю, что суть акции «Дети вместо цветов» — умножать и усиливать радость и чувство общности. Почувствовать «мы» и «вместе», а не «вместо». Именно с таким посылом мы делаем эту акцию в фонде «ЖИВИ».

Обсудить на сайте