Лучшее за неделю
Елена Мясникова
6 ноября 2025 г., 23:35

Плёнка, продлевающая жизнь. Почему спортивное кино пересматривают десятки раз

Подведены итоги Международного фестиваля спортивного кино
Читать на сайте
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Есть фильмы, которые не смотрят, а пересматривают. Десятки раз. Как «Движение вверх». В них уходит с головой не только тот, кто помнит тот самый легендарный бросок Белова по трансляции 1972-го, но и тот, для кого баскетбол — просто слово. В этом и есть магия. Магия не результата, известного заранее, а пути. Того самого, что делает чемпиона — человеком, а человека — частью истории.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Кажется, мы заново учимся это ценить. То наследие, что было когда-то утеряно — пожелтевшие плёнки, частные архивы, устные истории — сейчас тихо, по кадрам, возрождается. Накопилась критическая масса. Возникла база данных. Не просто цифровой склад, а живой, пульсирующий нерв памяти. И мы, наконец, понимаем: спортивное кино — это не про спорт. Оно — про жизнь. Точнее, про то, что с ней происходит, когда спорт заканчивается.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

«Этими фильмами продлевается жизнь спортсмена, — говорит на церемонии закрытия 23-го Международного фестиваля спортивного кино трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина. — Когда заканчивается спортивная карьера, жизнь на этом не заканчивается. Спорт — это только начальный этап».

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

И в этом ключевая мысль — продление — не консервация в бронзе. Кино становится мостом, перекинутым из блистательного, но короткого прошлого — в долгое, часто сложное, настоящее. Оно даёт второе дыхание. И не только спортсменам, но и их подвигам, которые без этих кинолент рискуют превратиться в сухие строчки в энциклопедии.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

На подведении итогов Международного фестиваля спортивного кино — особая атмосфера. Здесь не просто вручают призы. Здесь сверяется время. Звёзды спорта, чьи имена знает вся страна, и кинематографисты, которые переводят их историю на язык образов, говорят об одном. О ценности пути. О силе духа, которая важнее медали. О том, что олимпийские ценности — это не абстракция, а сюжет для лучших драм и комедий.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Семьдесят четыре проекта из разных стран. Документальное и игровое кино, анимация, короткий метр. География — от Камчатки до Сербии, от Ирана до Якутска. Герои — легендарные каюры с их ездовыми собаками в фильме «Снежные Псы», получившем Гран-при; гимнастка Надя; братья-борцы; пловец, преодолевающий себя. Это огромная мозаика, складывающаяся в один большой портрет человека, который борется. С соперником, со стихией, с самим собой.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

И самое главное — эти картины уйдут в народ. Более двух миллионов школьников увидят их в течение года по всей России. Для них «точка старта» из одноименного короткометражного фильма может стать точкой отсчета новой жизни. Возможно, именно после «Диодорова. Против течения» кто-то перестанет бояться воды. А посмотрев «Бегущего ниндзя», поймет, что после окончания спортивной карьеры жизнь не заканчивается. 

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Фестиваль давно перерос рамки смотра. Он стал фабрикой смыслов. Местом, где рождается тот самый культурный код, который прочнее любого рекорда. Потому что рекорды рано или поздно бьют. А истории о том, как человек может подняться после падения, как находит силы для последнего рывка остаются в памяти. Их будут пересматривать десятки раз.

Обсудить на сайте